Давно эта тема у меня отложенная лежит, но так как я сегодня в офисе одна, поэтому напишу.
В 6 классе у нас появилась новая учительница по русскому и литературе - Юлия Аркадьевна. Такая пожилая женщина советской закалки с мощным голосом и маникюром. Моя парта была вплотную к ее столу, поэтому я была под особым наблюдением. Хотя ко мне никаких претензий не было,
по русскому была твердая четверка, в связи с чем, я даже ходила на дополнительные занятия, но особо не помогало, так она у меня в аттестате за 9 класс и стоит. Девушке из параллельного класса повезло меньше, она любила ходить с распущенными волосами и ее Юлия Аркадьевна спрашивала своим грозным голосом «Куда ты пришла в баню чтоль?» или «в бордель». Мы потом ржали, приходишь на русский, а попадаешь сразу в несколько мест))
Из произведений того периода мне нравились «Герой нашего времени» и «Отцы и дети». Но даже по ним сочинения, как и все в классе я списывала из книжек-шпаргалок, конечно же, со своими дополнениями и изменениями.
А вот в выпускных классах литературу вела у нас директор школы - Галина Владимировна. Темы она давала интересные, на сравнения, поэтому я даже пятерки умудрялась получать. Особенно мне удались «Галерея «лишних людей» и «сравнение Катерин из «Грозы» и «Леди Макбет Мценского уезда». А вот всякие «Что делать?», «Обломов», «Мать», и, о ужас, «Преступление и наказание», мне тогда не нравились и написать по ним я ничего толкового не могла. Хорошо хоть и не надо было. Мне кажется, мы даже по «Войне и миру» сочинение не писали, хотя разобрали его по косточкам. Не знаю, как это удалось тем, кто не читал, но краткое содержание им в помощь. И вот одно из сочинений я «списала», хотя очень тщательно старалась написать все своими словами, потому что знала, что просто так не отделаюсь. Но оказалось, что с того же источника списывала девушка из параллельного класса, и за такие старания мы обе получили двойки.
Потом было предэкзаменационное сочинение, на которое я явилась после бурного отмечания моего ДР. Хотя это особого значения не имело, потому что похмельем я тогда не страдала. Так вот села я на последнюю парту, потом пошла за темой к учительскому столу. Досталось мене что-то из серии «Лермонтов - великий русский поэт». И тут на меня нападает истерический смех, потому что ничего к этому высказыванию я добавить не могу. Это сейчас, когда дочка проходила Лермонтова, она рассказывал мне стихотворения и даже объясняла, в каком настроении он их писал. А я не знаю, объясняла ли нам в 6 классе что-то Юлия Аркадьевна. В 8-9 она задавала нам учить «Мцыри» и «Евгения Онегина» по полпроизведения, но сама нас не слушала, а назначала нескольких девочек, в том числе меня, которым рассказывали все это остальные ученики. Так что я наслушалась стихов в свое время)) Так же она давала нам тетради проверять, поэтому я раньше могла разобрать почти любой почерк.
по
Но вернемся к экзаменационным сочинениям. Про Михаила Юрьевича я с горем пополам что-то написала. А вот на самом экзамене из знакомых произведений были только «Мертвые души». Не знаю, почему нам никто не сказал, что надо бы и еще что-то кроме школьной программы почитать. Может, думали, что все равно списывать будем. Но по моей теме у меня шпаргалок не оказалось, поэтому я дала волю фантазии, и написала о встрече Чичикова с одним из помещиков все, что пришло мне в голову. Получили 4/4. Не знаю, правда ли, что там было так мало грамматических ошибок, но моя подруга, которая сдавала литературу устно, передала мне, что тему я не раскрыла. Видимо, этот эпизод значил что-то другое.
На этом можно было бы и закончить мой рассказ, добавив лишь то, что сочинения я терпеть не могла писать и оттягивала до последнего дня, и очень завидовала однокласснице, которой помогала мама-журналист. В 11 классе я ходила на курсы в ТСХА, мы готовились писать изложение. Вот это мне давалось прекрасно. Память была тогда отличная, да и слова в предложения я складывать умела. Преподавательница у нас была чудесная и она мне пару раз говорила «Булюкина, ну зачем тебе экономика, иди в гуманитарный». Но я-то знала, что не потяну.
Рассказывайте, как у вас в школе складывались дела с литературой.