Oct 24, 2013 09:33
Практика чтения часов восходит к иудейскому обычаю читать молитвы в определённые часы дня: например, в книге Деяний Апостолов Петр и Иоанн пришли в храм «в час молитвы девятый» (Деян. 3, 1). В псалме 118, 164 говорится: «Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей».
В христианской Церкви с течением времени сформировались следующие молитвенные часы:
(ночью) Утреня (лат. Matutinum или Matutinae; в Византийском обряде называется Orthos)
(на рассвете) Лауды[1] (лат. Laudes букв. «хваления», в западных Церквах - отдельная от утрени служба)
(прибл. 6 утра) Первый час (лат. Prima)
(прибл. 9 утра) Третий час (лат. Tertia)
(в полдень) Шестой час (лат. Sexta)
(прибл. 3 дня) Девятый час (лат. Nona)
(на заходе солнца) Вечерня (лат. Vesperae)
(перед сном) Комплеторий (лат. Completorium - служба, завершающая день; по-русски часто называется, как соответствующая ей православная служба «Повечерие»)
Структура часов в Восточной и Западной Церквах отличается. Основу часов составляют псалмы, однако в восточном обряде для каждого часа определён свой состав псалмов, который не изменяется, а для отличения одного дня от другого служат тексты церковных авторов (т.наз. гимнография): тропари, стихиры, каноны[2]. В западном же богослужении основную смысловую нагрузку несут именно псалмы и некоторые библейские песни. Они распределяются по тексту часов с тем расчётом, чтобы: а) в течение определённого периода была прочитана вся Псалтирь; б) текст псалма по возможности наиболее соответствовал дню и часу, когда он читается[3]. В праздничные дни состав псалмов особый, подобранный в соответствии со смыслом праздника. Каждый псалом заканчивается славословием, т. е. «Слава Отцу и Сыну и Духу Святому, как было в начале, ныне и всегда и во веки веков. Аминь» (эту практику ввёл Папа Дамас в IV веке; в России вторую часть этого славословия обычно читают, по аналогии с православной практикой, «…ныне, и присно, и во веки веков. Аминь»), в начале и конце псалма поётся антифон, связывающий псалом со смыслом текущего дня или праздника. Из творений святоотеческого периода и более поздних церковных авторов можно отметить гимн, поющийся обычно в начале часа.Как было отмечено выше, богослужебные часы произошли из иудейской молитвенной практики. В Ветхом Завете Бог указывает израильтянам совершать жертвы утром и вечером (Исх. 29, 39). С течением времени совершение этих жертв из святилища перешло в построенный Соломоном Иерусалимский храм. Во время Вавилонского изгнания, когда иудеи не имели возможности приносить жертвы в храме, стали появляться первые синагоги, где (в определённые часы дня) начали совершаться службы, состоящие из чтения Торы, пения псалмов и гимнов. «Жертва хвалы» начала заменять кровавые жертвоприношения.
После возвращения народа в Иудею молитвенные службы были включены в храмовое богослужение. Постепенно иудеи начали рассеиваться по всему греко-римскому миру, положив начало еврейской диаспоре. Во времена Римской империи иудеи (и позднее - ранние христиане) начали следовать римскому распорядку дня с выделением периодов времени для молитвы. В городах Римской империи удар колокола на форуме около 6 часов утра возвещал начало рабочего дня (prima, первый час), затем колокол ударял снова в девять утра (tertia, третий час), в полдень возвещал об обеденном перерыве (sexta, шестой час), в три часа пополудни снова созывал людей на работу (nona, девятый час), и, наконец, объявлял о завершении дня в шесть часов вечера (время вечерней молитвы).
Когда христиане начали отделяться от иудеев, практика молитвы в фиксированное время сохранилась. Первое чудо апостолов - исцеление хромого на ступенях храма - произошло, когда Петр и Иоанн шли в храм на молитву. Также один из определяющих моментов в истории Церкви, решение о включении язычников в сообщество верующих, имело основанием видение апостолу Петру, которое произошло во время его молитвы в полдень (Деян., 10, 9-49).
Ранняя Церковь использовала для молитвы псалмы (Деян., 4, 23-30), которые и по сей день сохранилсь в составе богослужебных часов у всех христиан. Дидахи («Учение 12 Апостолов»), самая ранняя из найденных христианских рукописей, рекомендовало ученикам читать молитву Господню три раза в день, что также нашло отражение в богослужебных часах.
Во втором и третьем веках такие Отцы Церкви, как Климент Александрийский, Ориген и Тертуллиан пишут о практике утренней и вечерней молитвы, и о молитве третьего, шестого и девятого часов. Эти молитвы могли совершаться индивидуально или в собрании верующих. В третьем веке возникла практика «непрестанной молитвы», когда отцы-пустынники, следуя заповеди апостола Павла («непрестанно молитесь», 1 Фесс, 5, 17) делились на группы, из которых одна сменяла другую, так что в результате получалась круглосуточная молитва.
Состав
Литургия часов состоит из следующих служб:
Воззвание (Invitatiorum). Краткая служба, самостоятельно не совершаемая, а предваряющая ту службу (Час чтений или Утреню), которая совершается раньше.
Час чтений (Officium lectionis). Основан на прежней «утрене» (Matutinum), однако не имеет жёсткой привязки ко времени, и может совершаться в какое-либо время в течение дня.
Утреня (Laudes matutinae - хвалы утренние; служба совмещает 2 прежних: собственно утреню и лауды). Совершается утром.
Дневной час. В зависимости от времени совершения может соответствовать 3-му, 6-му, или 9-му часу. При этом меняется гимн часа, псалмы остаются прежними. Для желающих прочитать в день более одного часа существует т. н. дополнительная псалмодия.
Вечерня (Vesperae). Совершается вечером.
Повечерие (Completorium). Совершается перед отходом ко сну.
Структура часов
Условно часы можно разделить на «большие» (вечерня и утреня) и малые.
Большие часы:
Гимн, составленный Церковью
Два псалма, или поделённый надвое один длинный псалом, и одна песнь из Писания (утром из Ветхого Завета, вечером - из Нового)
Краткий отрывок из Писания (Lectio brevis)
Респонсорий, обычно стих из Писания, но иногда литургическая поэзия
Евангельская песнь (Евангелия от Луки): утром - песнь Захарии (Benedictus), вечером - песнь Богородицы (Magnificat)
Составленные Церковью прошения (Preces)
Отче наш
Заключительная молитва (обычно - т. н. коллекта, та же молитва, что читается в начале Мессы)
Благословение священника или диакона; при их отсутствии - краткий заключительный стих
Малые часы
Структура малых часов проще:
Гимн
Три кратких псалма, или три части одного псалма.
Краткий отрывок из Писания и респонсорий
Заключительная молитва
Краткий заключительный стих
Час чтений имеет несколько более расширенный формат
Гимн
Три псалма, или один/два псалма, поделённые на три части
Длинное чтение из Писания, обычно чтения подобраны с тем расчётом, чтобы в течение недели все чтения были из одной библейской книги
Длинное святоотеческое чтение, напр. отрывок из жития святого, из творений святого, святоотеческое поучение
Накануне воскресных и праздничных дней Час чтений может быть расширен в формат бдения (Vigilia), в этом случае добавляются три песни из Ветхого Завета и чтение Евангелия
Гимн Te Deum (по воскресным дням, торжествам, праздникам, кроме Великого поста)
Заключительная молитва
Краткий заключительный стих
Completorium (повечерие) носит характер подготовки души к переходу в вечность
Испытание совести (напр., чтение Confiteor)
Гимн
Псалом, или два кратких псалма, или псалом 90
Короткое чтение из Писания
Респонсорий: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Песнь Симеона «Ныне отпущаеши», обрамлённая антифоном «В бдении спаси нас, Господи…»
Заключительная молитва
Краткое благословение («Ночь спокойную и кончину достойную да подаст нам Господь Всемогущий. Аминь»)
Антифон Пресвятой Богородице
Как уже было сказано выше, каждый псалом и библейская песнь заканчивается славословием и обрамляется антифоном.
liturgia delle ore