Apr 21, 2009 09:55
Начало см. ниже.
16. В соответствии с положениями ст.6 Федеральным законом от 22.05.2003 года № 54-ФЗ «О
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с применением ККТ» на налоговые органы возложена обязанность налагать штрафы на предприятия и физических лиц за нарушение этого закона.
Одной из самых распространённых ошибок при работе на кассовых аппаратах является выдача продавцом чека после того, как получены деньги и выдан товар. Рекомендуем выдавать чек покупателю (если, конечно, вы его пробиваете) до передачи товара или вместе с ним, т.к. невыдача чека влечёт штраф в размере 10 минимальных оплат труда.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. №14-П штраф за неприменение кассового аппарата, установленный абзацем 1 ст.7 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в размере 350-ти минимальных оплат труда признан не подлежащим применению.
Так, в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Статьей 15.1. КоАП РФ предусмотрена ответственность за не оприходование или неполное оприходование денежной наличности в виде наложения административного штрафа на юридические лица в размере от 40000 до 50000 рублей. Правом вынесения постановлений от лица налоговых органов обладают начальники (руководители) территориальных налоговых органов. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Причем к ответственности может быть привлечен либо продавец, либо предприятие (индивидуальный предприниматель), за которым зарегистрирован кассовый аппарат.
На практике имеют место случаи, когда налоговые органы сознательно хитрят и, установив факт невыдачи чека продавцом, т.е. действие, за которое предусмотрена ответственность абзацем 5 статьи 7 Закона "О применении контрольно-кассовых машин ..." (штраф - в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей), применяют положение абзаца 1 ст.7 данного закона (штраф на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей). По этому поводу Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме от 30.09.1996 г. № 7 указал:
"... в случае установления факта нарушения вышеуказанного закона должна применяться та штрафная санкция, которая предусмотрена законом за этот состав правонарушения ...".
А это означает, что налоговая инспекция обязана доказывать, что был совершён именно тот вид нарушений, в отношении которого составлен акт. Сам по себе акт доказательством не является. Поэтому налоговая инспекция обязана использовать свидетельские показания, ваши объяснения и др. А как ранее было уже сказано, вы имеете право не давать объяснений. Так что делайте выводы сами.
(Эта норма хотя и не отменена вроде, официально не отменена, но, якобы, вышло какое то разъяснение, что за нарушение закона о ККТ наказывают только предпринимателя. Во всяком случае, так утверждают в ГНИ. Никакой ссылки они не предоставляют. Может, и врут. Или действуют на основании какой то своей внутренней инструкции. А следовательно, не имеющей силы. Весь расчёт на то, что если сумма штрафа терпима, то никто не станет судиться.)
И, наконец, штрафные санкции за нарушение закона РФ "О применении ККМ …" могут быть принудительно взысканы с физических лиц (Не с ЧПБЮЛ! - Видимо, не хотят судиться с продавцами, поэтому накладывают санкции на предпринимателей.) только по решению суда.
На практике налоговые органы зачастую пытаются взыскать штрафы с физических лиц без суда, посылая протоколы об административных правонарушениях непосредственно в службы судебных приставов-исполнителей, ссылаясь на полномочия, якобы предоставленные налоговым органам Кодексом об административных правонарушениях. Так вот, такие действия сотрудников ГНИ незаконны. Незаконны и действия судебных приставов-исполнителей, осуществляющих принудительное отчуждение имущества у физического лица в пользу государства в счет уплаты штрафа без наличия на то судебного решения.
Если гражданин получил повестку от судебного пристава-исполнителя с требованиями явиться к нему и уплатить штраф, взыскиваемый ГНИ на основании постановления, и при этом отсутствует соответствующее решение суда, то такие действия судебного пристава незаконны и могут быть обжалованы в арбитражном суде (госпошлина при этом не платится, т.к. в соответствии с ФЗ "О государственной пошлине" иски по обжалованию действий судебных приставов-исполнителей принимаются к рассмотрению судами беспошлинно).
Кроме того, полезно знать, что иногда сотрудники контролирующих органов провоцируют продавцов на несвоевременную выдачу чеков или неприменение ККМ. Мы, например, в своей практике встречались с тремя видами таких провокаций:
1. Лов на психологический "крючок"
Сотрудник контролирующего органа или "подсадная утка" играет роль разборчивого покупателя. В результате покупки предполагается обязательно наличие сдачи. При этом "покупатель" дает продавцу крупную купюру и просит дать товар в большом ассортименте. Примерно, так:
- Дай мне пачку Петра …э-э-э … еще две бутылочки пива "Волжанин" … так, еще … плитку шоколада … нет не эту, а за десять рублей … еще … да дай-ка мне пакет … так … и еще … "Дирол" … еще …
При этом продавец, чтобы не запутаться, начинает, не боясь, выкладывать товар на прилавок перед покупателем, ведь деньги уже получены. Потом продавец считает стоимость товара и рассчитывает сумму сдачи. А дальше срабатывает психологический расчет "покупателя". Продавец, как правило, в первую очередь отдаст сдачу покупателю, согласовав с ним правильность своих расчетов, при этом инстинктивно пытаясь избежать возможного конфликта в случае своей ошибки. А потом уж продавец потянется к кассовому аппарату. Да не тут-то было. Деньги уплачены, товар и сдача получены, а чека-то у "покупателя" нет. И перед глазами у продавца уже маячит красная "корочка" и слышится голос:
- Неприменение кассового аппарата!
2. Лов на жалость
Данный метод используется для провокации работников оптовых фирм, которые не ведут розничной продажи товара и, соответственно, не имеют ККМ.
Для осуществления требуется женщина пенсионного возраста, она выступает в роли "подсадной утки". Разыгрывается комбинация следующим образом.
В помещение оптовой фирмы заходит бабуля и просит продать ей, например, одну тетрадку. Продавец начинает объяснять, что товар продается только оптом. Но бабулька причитает и упрашивает продать ей тетрадку в одном экземпляре, т.к. ей надо подешевле, а пенсию она полгода не получает, а единственный внук учится в школе и ему срочно нужна тетрадка. Продавец в конце концов убалтывается и продает бабусе желаемую тетрадку за наличные. Соответственно, накладные и приходные ордера не оформляются - сумма-то смешная. А факт розничной торговли без применения ККМ налицо. Рядом с бабулей вдруг откуда не возьмись возникают работники контролирующих органов, а "подсадная утка" тут же бодро начинает давать необходимые контролерам свидетельские показания. Существенный штраф гарантирован.
3. Групповой лов
При осуществлении данного метода провокации участвуют не менее двух представителей контролирующих органов. Товар покупается обязательно в большом ассортименте. Деньги даются продавцу под расчет, всегда предполагается отсутствие сдачи.
Один из контролеров или "подсадная утка" разыгрывает из себя торопыгу. Все ему надо быстро. Он передает продавцу крупную купюру и начинает быстро требовать:
- Так, мне два пива, две шоколадки, пару жвачек, "магну", …, по-быстрее, пожалуйста!
Продавец начинает быстро выкладывать необходимый товар на прилавок. А "покупатель" все время изображает, что очень торопится. Продавец особо не беспокоиться - ведь деньги-то уже получены, но на всякий случай следит, чтобы сумма проданного товара не превысила номинал полученной купюры. А покупатель его поторапливает, при этом забирая свою покупку.
- Ну что, в расчете? Давай, побыстрей, я тороплюсь.
- Да, ровно сотня.
В этот момент покупатель с товаром удаляется. Продавец пытается нажать на кнопку кассового аппарата. Ан нет. Возле него уже стоит некто в штатском, властным голосом вопрошая:
- А почему это вы не применили ККМ? Нарушаете?
Примечание: Эти сложные способы с моими продавцами не применялись. Просто проверяющий стоит долго возле прилавка, изображая покупателя. Стоит долго. Минут по сорок. Если заметит непробитие чека - достаёт удостоверение. То есть, если продавец видит, что кто то стоит долго и ничего не покупает, это его должно насторожить. А если стоят долго трое, то в тройне. Потому что это могут быть два понятых и представитель органов власти. И пришли они с целью осуществления КОНТРОЛЬНОЙ ЗАКУПКИ.
Продолжение см. выше.
Как защитить себя бизнесмену без админис