В чём преимущество моноколеса?
- Нет ничего проходимее и маневреннее одиночного колеса.
- При герметизации сплошного колеса и кабины внутри его оно будет плавать. Причём, при правильном протекторе, плавать быстро безо всяких дополнительных движителей.
- При правильной стабилизации с помощью нескольких силовых гироскопов, управляемых компом, моноколесо может подниматься в крутую гору и даже форсировать препятствия по канату.
- При правильной стабилизации с помощью нескольких силовых гироскопов, управляемых компом, моноколесо не может опрокинуться.
- Управляя силовыми гироскопами можно будет положить моноколесо набок и быстро поднять его. Что важно для маскировки его в военных целях.
- Скорость моноколеса может быть очень высока. Вплоть до сотен км/час.
- Моноколесо просто не заметит препятствия менее 1/3 его диаметра.
- Моноколесо при массе не свыше чем 1/3 его объёма*удельный вес воды этого объёма (это при диаметре 2м и ширине 0,7м это 700 кг) сможет вскакивать из воды на лёд. Собственно, ему будет безразлично по чему катиться: вода, болото, пни, валуны, песок.
- Силовые гироскопы можно будет использовать для рекуперации энергии при торможении и мгновенной отдачи энергии для ускорения. В этом случае ДВС устройства может быть относительно маломощным.
- Движение на запасённой гироскопами энергии при выключенном ДВС может быть малошумным.
Недостатки моноколеса:
- Сложная и не до конца разработанная теория управления несколькими гироскопами.
- Сложная механика.
- Подшипники подвеса гироскопов дороги и недолговечны.
- При сплошном колесе с пневматической шиной нужна дорогостоящая система электронного стереоскопического зрения. Типа как на танке Абрамс.
- Нужен мощный комп для управления.
- Вследствие вышесказанного такое моноколесо будет пока очень дорого.
Дополнительные конструктивные особенности моноколеса:
- При ширине 60-70 см, кабина вместит одного человека. А при 120-150 см - двух.
- Гироскопы и мотор лучше установит над колесом, а не внутри.
- Над колесом можно будет установить оружие.
Резюме: по экономическим соображениям годится в настоящее время только для военных в качестве машин разведки и наблюдения и тачанок. Но если довести систему до ума, то выглядит очень перспективным.
А вот немного истории создания. В те времена технические возможности не позволяли создать агрегат, пригодный для практического применения.
История моноцикла Самым интересным, пожалуй, можно считать аппарат, названный авторами «Dynosphere» (очевидно, создатели сами испугались грандиозности своего творения).
Приняв во внимание слишком низкую устойчивость большинства одноколёсных агрегатов (вспомните, как вы катались в детстве в шинах от грузовиков), они не нашли лучшего решения, чем использовать для его построения как можно более широкую несущую раму.
Колёсико, получившееся в итоге, по всей видимости, стало даже более устойчивым, чем хотелось авторам: редкий двигатель сможет сдвинуть с места такую махину, а уж заставить его свернуть с однажды выбранного направления движения, надо полагать, было вообще невозможно.
Во всяком случае, пилот Dynosphere, изображённый на фотографии, выглядит очень напряжённым...
Короче, старушка Европа и её оторванные от реальности инженеры в очередной раз подтвердили свою полную несостоятельность.
Дело продвижения идеи моноцикла снова заглохло на без малого шестьдесят лет, пока за конструирование не взялся американец. Причём, не просто американец, а настоящий байкер! Так сказать, фанатик в полном смысле этого слова.
Dynasphere - уникальный проект и попытка изменить представления общества о конструкции личного транспорта. Как для своего времени проект - просто невероятный, но еще больше впечатляет период его появления. Транспорт «Dynasphere» разработал Доктор Пёрвс (J.A. Purves), который называл суть концепции «сферическим передвижением». Он открыто заявлял, что его проект внесёт революцию в транспортный дизайн, но в итоге ничего не получилось. Однако уже за идею Доктора Пёрвса можно похвалить.
Давайте узнаем про него подробнее:
В далеком 1932 году доктор Джон Арчибальд Первес (John Archibald Purves) изобрел необычное и для того и для сегодняшнего времени транспортное средство, получившее название Dynasphere. Dynasphere - это трехметровое стальное колесо, весом около 450 килограмм, которое, по задумке конструктора, предназначалось для использования в качестве личного транспорта, в качестве замены легковым автомобилям.
Транспортное средство Dynasphere было изготовлено в нескольких экземплярах двух типов. Первым вариантом был одноместный вариант, приводимый в движение 2.5-сильным бензиновым двигателем, который позволял этому огромному колесу разгоняться до скорости в 40 км/ч (25 миль в час). Так же был изготовлен одноместный вариант Dynasphere, приводимый в движение электрическим двигателем. Единственный пассажир, по совместительству и водитель, размещался внутри этого колеса на специальной платформе, где располагался еще и двигатель, скользившей по внутренне поверхности. Для совершения поворотов водителю приходилось отклоняться вправо или влево, смещая центр тяжести всего агрегата и молясь, что бы на пути не встретилось никаких препятствий
Вторым вариантом Dynasphere был двухместный вариант, приводимый в движение уже 6-сильным бензиновым двигателем, а платформа, на которой размещался водитель, пассажир и двигатель, была оборудована подвеской с регулируемым углом наклона относительно колеса, что позволяло управлять направлением движения Dynasphere как в автомобиле - поворотом рулевого колеса. Доктор Первес разработал еще несколько вариантов Dynasphere, Dynasphere 5 и Dynasphere 8, которые могли перевозить пять и восемь человек соответственно.
Глядя на снимки и название «Dynasphere» можно задаться вопросом, почему в названии аппарата, напоминающего по форме кольцо или бублик, появилось слово «сфера»? Оказывается, внешняя поверхность Dynasphere представляет собой часть сферы, то, что можно получить, если параллельно обрубить стороны шара относительно его центра. С помощью этой уловки доктору Первесу удалось победить основной недостаток моноциклов - их неустойчивость.