Методология элитарной педагогики

Apr 11, 2017 17:37

(Целевая установка - организация воспитания джентльмена)
В индустриальном обществе рядом с эгалитарной педагогикой возникает педагогика новых элитных слоев общества (управленческих социальных групп и классов) - элитарная педагогика (основатель - английский философ Дж. Локк, 1632-1704). Напомню, что элитарная педагогика не является чем-то новым в истории (ее мы видим в Китае у Конфуция, в Др.Греции - у Платона в «Государстве» и в его Академии). Более того, сама истории образования начиналась именно с обучения элит, поскольку вождям, фараонам, царям и прочим власть предержащим для управления нужны были грамотные помощники (перепись населения, сбор и учет налогов, калькуляция затрат на содержание двора, армии и пр.). «Сами образовательные институты носили практически полностью элитный характер, и лишь много позже расширили круг принимаемых учащихся (это относится прежде всего к Древней Греции)» (Ашин Г.К. Элитное образование // "Общественные науки и современность", №5, 2001, С.83)
В педагогике термин «элита» (лат. eligere - выбирать; франц. elite - лучший, отборный, избранный) применяется для обозначения двух типов деятельности: 1) «элитарная педагогика», система закрытого образования - формирование людей привилегированных слоев (знать, аристократия, дворянство, буржуазия, чиновничество), занимающих высокие должности в управлении государством и экономикой; 2) «элитная педагогика», система открытого образования, формирование людей с более высоким интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению со средними показателями конкретного социума. Под этот тип подпадает «Педагогика идеала (мастерства)», а также «Педагогика способностей», о которой я буду говорить позднее.
Ученик в элитарной педагогике Дж. Локка в начале обучения представляет собой «чистую доску» - “tabula rasa” (термин введен Аристотелем), а в конце обучения - доска заполненная - джентльмен. Результат такого обучения может быть описан в виде перечисления опыта - своеобразная культурная биографии человека.
Мотивация ученика - социальная и сильная. Ученик выступает как представитель своего социального слоя, носитель его ценностей, идей и статуса. Он выходец из элитарной группы и он намерен стать ее полноправным членом. В силу этого воспитание и образование ученика направлено на формирование его интеллектуальных, моральных, эстетических, нравственных, поведенческих и иных характеристик.
Учитель по этой концепции впервые становится в полной мере учителем - ответственным за все. Учитель в этой педагогике перегружен обязанностями. Он должен быть не только человеком знания, не только контролером, но и чиновником над учеником, психологом, врачом, священником, исповедником и т. д. Поскольку именно через учителя ребенок вступает в контакт с этим миром, то требования, которые накладывает общество, родители, нанимающие такого учителя, включают в себя весь набор регламентирующих, поведенческих, знаниевых характеристик, которые вообще только могут быть применены к человеку. Учитель в этой педагогике предстает как представитель элитарной группы, он гувернер, он тьютор, он наставник, знаток всех тех качеств джентльмена, которые он должен сформировать у ученика.
Школа здесь представляет собой особым образом сконструированное пространство контакта ученика с внешним миром. Элитарная педагогика Дж. Локка служит теоретическим основанием существующему по сей день в Англии привилегированному типу среднего учебного заведения “public school”. Основная идея этой педагогики сводится к регулируемой изоляции ребенка от мира. На сознании ученика отпечатывается то, что ему позволил воспринять учитель. Варьируя эти отпечатки на “tabula rasa” можно формировать соответствующую личность и индивидуальность.
Содержанием образования являются не просто знания, умения, способности, навыки и пр., а все то, что называется личностью, характером, индивидуальностью. Ведущим педагогическим законом выступает закон самодеятельности, а сама «элитарная педагогика» реализует внутренние, антропоцентрические цели образования, которые начинают распространяться на социальные слои общества (напомню, что «педагогика идеала (мастерства)» связана лишь с «верхними этажами» профессиональных групп). Позже, через столетие (с педагогики Руссо), закон самодеятельности и антропоцентрические цели образования начнут выдвигаться в лидеры в жизни общества и в образовании.
В истории России элитарная педагогика была представлена в массовом виде в классической гимназии, лицеях, сословных закрытых учебных заведениях (Шляхетский корпус, Пажеский корпус, Институт благородных девиц и др.). В современной России элитарную педагогику можно найти в частных образовательных учреждениях.
Примечательно, что первая педагогическая концепция в России, автором которой был личный секретарь Екатерины II Иван Иванович Бецкой, относится именно к элитарной педагогике. Исходная позиция педагогики Бецкого - «корень всему добру и злу - воспитание» и вывод о возможности с помощью педагогического воздействия создать в закрытых учебных заведениях «новую породу людей» базировалась на идеях, заимствованных у Дж. Локка (подробнее см. мою статью от 23 марта 2016 г. «Корень всему добру и злу - воспитание» - о первой педагогической концепции в России) в «Живом журнале» - в PREDU (Проблемы современного образования») и в моем блоге bulkinap «Живая педагогика»).
Целевая установка элитарной педагогики - организация воспитания джентльмена. Компоненты деятельности: учащийся - чистая доска (tabula rasa) в начале и джентльмен в конце; мотивы и цели учащегося - социальные; учитель - профессиональный педагог + гувернер, ответственность учителя - в пределах заказа на услугу; школа - в пределах чувственного опыта; содержание - содержание сознания.

культура, история педагогики и образования, история, методология педагогики, Булкин

Previous post Next post
Up