Nov 16, 2016 18:04
Педагогика является той сферой жизни общества, в которой задействованы все науки, ориентированные на человека и социум. Это было известно издревле, но теоретически оформлено в 1868 г. К.Д. Ушинским в “Педагогической антропологии”: педагогика “почерпает знания средств, необходимых ей для достижения ее целей” из “обширного круга антропологических наук”, к которому “принадлежат: анатомия, физиология и патология человека, психология, логика, филология, география, изучающая Землю как жилище человека и человека как жильца земного шара, статистика, политическая экономия и история в обширном смысле, куда мы относим историю религии, цивилизации, философских систем, литератур, искусств и собственно воспитания в тесном смысле этого слова. Во всех этих науках излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т. е. человека” (К.Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение. 1968. - С. 358).
Антропологические науки, из которых педагогика «почерпает знания», складываются в систему, базирующуюся на положении о био-социальной сущности человека, понятие о которой еще не было сформулировано во времена Ушинского. Природная ипостась человека (сфера действия закона природосообразности) изучается естественными науками, прежде всего комплексом биологических дисциплин (теория эволюции, антропогенез, генетика и др.). Социальная ипостась (сфера действия закона культуросообразности) - философией, общественными и гуманитарными дисциплинами. Цементирует всю систему - психология (сфера действия законов природосообразности и самодеятельности).
Система наук в неклассической картине мира представлена в «треугольнике наук» Б.М. Кедрова (1908-1980). Вершина треугольника - естественные науки, углы основания - философия и общественные науки, а в центре - психология, соединенная линиями со всеми углами. Стороны треугольника обозначают сферы научного знания: между философией и общественными науками - сторона педагогики, между философией и естественными науками - сторона фундаментальных наук, между естественными и общественными науками - сторона прикладных наук.
Помещение психологии в центр треугольника детерминировано тем, что психологические качества ученого, его личностные характеристики, исповедуемые им религиозные, социальные и этические ценности, его политические пристрастия и прочее могут влиять и влияют на результаты его научных исследований не только в философии, в общественных и гуманитарных науках, но и в естественных науках, даже таких, как физика и астрономия.
Теоретически это выразил американский ученый Томасом Кун (1922-1996) в понятии «парадигма»: ««Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» (Т. Кун. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977, С. 11).
История науки представляла собой смену научных парадигм. Так, аристотелевская физика функционировала в качестве парадигмы от классической античности до позднего Средневековья: в течение всего этого периода она задавала понятийный инструментарий и основное направление научного поиска. Поэтому физические и математические открытия XVI и XVII вв., связанные с именами Галилея, Декарта и Ньютона, создали ситуацию научной революции, в ходе которой сторонники старой парадигмы столкнулись с приверженцами «новой науки».
В быту механизм смены научных парадигм выражен трехчленной формулой: 1. Этого не может быть! 2. В этом что-то есть! 3. Кто же этого не знает! Поэтому, астрономические открытия Д. Бруно, Г. Галилея не укладывались в мировоззренческую парадигму средневекового общества («Этого не может быть!») и вызвали гонения на их авторов, но сейчас трудно найти человека, который не признал бы их значений («Кто же этого не знает!»).
Всё это в полной мере относится к сфере образования России на рубеже 90-х гг. ХХ в. С каким негодованием - («Этого не может быть!») - профессиональное сообщество встретило попытки министра Ягодина Г.А. поменять приоритеты: "Мы убеждены, что образование, особенно общее, следует ориентировать не столько на знания, профессию, сколько на формирование личности, жаждущей и умеющей совершать нравственные поступки" (Казначеев В.А. "Какие дороги ведут к храму? Заметки об истории профессионально-технического образования в России и перспективы его развития в СССР". М., 1990. - С. 309).
педагогика,
наука,
культура,
образование,
Булкин