Кто такой педагог?

Nov 24, 2015 21:15

Педагог - человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательской работой - учитель, преподаватель, воспитатель, наставник, тьютор.
Педагог, дословно - греч. «пайдагогос» (пайд - дитя, гогос - веду) - детоводец. Педагог в Древней Греции - раб, которому в афинских семействах поручались мальчики с семилетнего возраста. В обязанности педагога входила охрана ребенка, сопровождение его в школу и обратно, забота о его физической и нравственной безопасности.

Описание обязанностей педагога в Древней Греции имеется в первом русском учебнике по истории педагогики (выдержал три издания с 1866 г.): «С 7-летним возрастом оканчивался собственно период игры... Теперь место няньки уже заступал педагог, руководитель маль¬чика; за исключением немногих случаев, он не занимался его обу¬чением, но только нравственным надзором за ним дома и вне дома. Обязанностью педагога было: всюду сопровождать своего питомца, внимательно наблюдать за всеми его поступками и поведением и отводить его к учителям - грамматистам и педотрибам. Такая обя¬занность обыкновенно поручалась даже рабу, если он был к тому способен, а иногда даже несмотря на его грубость и необразованность, или если он по старости или слабости был неспособен ни к каким другим обязанностям. Следствием этого естественно было то, что благородный мальчик мало уважал подобного педагога и часто даже портился через это в своем характере, привычках и вообще нравственности» (Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. Часть первая. - СПб.: Алетейя, 2000. - С. 86-87).
Потребность в людях, присматривающих за ребенком - повсеместное явление во все времена. В том числе и в дворянской среде России. Каждый из нас знаком с такими «педагогами» по литературе. Достаточно вспомнить образ Савельича в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина: «С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки». Сегодня в роли аналогичных «педагогов» зачастую выступают телохранители в состоятельных семьях: примером может служить персонаж голливудского фильма «Перевозчик 2» (2005 г.) - Фрэнк Мартин (актер Джейсон Стэйтем).

Для переориентации обязанностей педагога от «детоводства» из пункта А (дом) в пункт Б (школа) к современному «искусству "вести ребенка по жизни", т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие» (В. Даль) Европе потребовался двухтысячелетний путь, который мы и проследим.
В литературе Античности слово «педагог» употреблялось редко. Сохранился текст киника Кратета (360-280 годы до н.э.), где перечисляются воспитатели ребёнка: «Освободившись от кормилицы, ребенок должен подчиняться педагогу (это - раб, в обязанности которого входит смотреть за ребенком), учителю гимнастики и спорта, наставнику, который учит его читать и писать, учителям музыки и рисования. Когда он подрастет, то он должен терпеть учителей арифметики, геометрии и верховой езды» (цит. по «И. Адо. Свободные искусства и философия в античной мысли. М., «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2002 - С. 30-31).

Следующее употребление термина в литературе встречается примерно через пять столетий в трактате крупного христианского теоретика Климента Александрийского (150/153 - 215/220). Более того, сам трактат так и называется - «Педагог». Название трактата соответствует значению греческого слова, но примененного в контексте христианского наставничества, т.е. - педагог как воспитатель, постепенно ведущий новообращенных к нравственному совершенству. В этой роли выступает Иисус: «…кто состоит нашим Педагогом. Имя ему Иисус. Но иногда Он называет Себя и пастырем и говорит: Я есмь пастырь добрый (Иоан. 10. 11)» (Трактат «Педагог» был издан на русском языке в Ярославле в 1890 г.)

Далее в употреблении термина наступает пауза в тринадцать столетий, до 1526 года, когда немецкий теолог и философ, протестант, соратник Лютера Филипп Меланхтон (1497-1560) выступил в Виттенбергском университете с речью «О несчастьях педагогов», где рассказал о трудной жизни учителей латинского языка.
Напомним, что основу образовательной программы школы эпохи Возрождения составлял латинский язык. От учеников требовали знания грамматики, чтения древних авторов, общения в школе только по-латыни.
Но ученики в то время, как и в любое другое, оставались обычными детьми и не слишком перетруждались. С этим и связаны мучения учителей, «несчастья педагогов», которые описывает Ф. Меланхтон: к ученику обращаются по латыни - он отвечает на родном языке. Его вынуждают отвечать по латыни, но какое тогда представляет он печальное зрелище. Сначала он стоит немой, как статуя, затем собирается с силами, ищет слов, закатывает глаза и раскрывает рот, как эпилептик. Наконец он издает звук, но, чтобы не быть пойманным на ошибке, ограничивается невразумительным бормотанием - некоторые достигли виртуозного совершенства в проглатывании окончаний. Ему кричат «отчетливей», он повторяет громче, и тогда слышишь слова - чудовища, противные всякой грамматике и всякой латыни (См.: Салимова и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. - Ч.1. -М.: изд. АПН СССР, 1988. - С.120-121).

В Россию термин «педагог» пришел при Петре I, первоначально в калькированном виде. Так он употреблен в предисловии 1721 года к «Грамматике» Мелетия Смотрицкого: «Издревле российским детоводцем и учителем обычай бе и есть учити дети малые вначале азбуке, потом часословцу и псалтыри, та же и писати; по сих же нецыи преподают и чтение апостола» (цит. по: Е.Н. Медынский. История русской педагогики. - М., 1936. - С. 20).
Со второй же половины XVIII в. слово «педагог» было заимствовано из французского языка (pedagogue) для обозначения профессии учителя, преподавателя, воспитателя, наставника, гувернера, тьютора и пр.

Ключевые слова: история педагогики, педагог

педагог, история педагогики

Previous post Next post
Up