Тема сегодняшней беседы одна из самых известных и в тоже время одна из самых противоречивых. Многие про это слышали, много про это написано но очень мало реально правильного. Давайте же попробуем в этом разобраться.
И так, сегодня мы поговорим про Рембрандтовский треугольник. Так же его называют Рембрандтовский свет. М первое и второе считаю правильным, если автор точно знает что делает, как и зачем.
Но давайте по порядку. Своё название данная световая схема взяла от прекрасного художника Рембрандта. Эту схему он часто использовал в своих работах, но так же, сразу скажу, что не только он. Это классическая схема светотеневого рисунка и её использовали очень многие художники и до него и после. Но не будем уходить в историю.
Выглядит световая схема как прострел света через переносицу модели на теневую сторону лица. Так как любой треугольник имеет три стороны, то за формирование сторон треугольника в данном случае отвечают переносица, надбровная дуга и щека. В принципе и всё. Но.
Как всегда есть но и даже не одно. Есть несколько моментов при построении, на которые следует обратить внимание. Как Вы уже поняли, я не рисую где именно, относительно модели стоит свет, на каком расстоянии и на какой высоте. Всё очень индивидуально и зависит от многих показателей, от роста и позы модели до насадки на источнике света.
Свет ставится сбоку от модели так, что бы тень от носа, двигаясь по носогубной складке, соприкоснулась с тенью на щеке. Мы построили набросок, теперь его стоит корректировать под модель, а мы помним, что все лица у моделей разные, а значит к каждой, обязательно, будет отдельный подход. Для начала нам нужно расположить получившийся треугольник на лице. Верхняя сторона треугольника должна начинаться от верхнего века. За это у нас отвечает высота источника света, опуская или поднимая его, мы будем перемещать треугольник по вертикали. Так же для ориентира нам очень поможет блик в глазу. Если его не видно, то треугольник слишком низко. Но, опять же, всё зависит от лица модели и бывают случаи, когда треугольник расположен правильно а блика не видно.
Следующий шаг, это добиться максимальной ширины и выразительности треугольника, за это у нас отвечает заведение источника света немножко за модель или выдвижение ближе к фотографу. Тут нужно обращать внимание на тени, от носа и тень на щеке не должна размыкаться. Так же тень от носа не должна собой закрыть блик.
В принципе мы получили тот самый Рембрандтовский треугольник, но опять же НО. Мы все очень любим, когда световая схема на модели выглядит как нарисованная. С чёткими гранями, как по линейке выполненная. Но опять же, за формирование данной световой схемы отвечает три составляющих. Надбровная дуга, а значит, мы сразу должны брать в расчёт, на сколько глубоко посажены у модели глаза, а это в сою очередь будет отвечать за длину треугольника. Переносица, а значит, форма второй грани треугольника не всегда будет идеальная. Ну и третье, это щека, рельеф лица, а он, поверьте, очень может быть разный. В совокупи форма носа и щеки будет отвечать за его ширину. И получается, что при всей простоте данной световой схемы, идеально она получается у небольшого процента моделей. Он может быть узеньким и длинным, коротким и широким, может быть даже световым пятном практически бесформенным. В данном случае, треугольник на модели это как отпечаток пальца, очень индивидуален.
Но признаюсь, это очень выразительная световая схема и она стоит того, что бы пробовать и экспериментировать. Не даром огромное количество Голливудских портретов, на которые мы смотрим с восторгом, основаны на этом световом рисунке. Студенты на моих курсах отдают этой схеме по несколько занятий и потом постоянно используют её в своём творчестве.
Конечно же я не всё рассказал про неё, конечно же есть много тонкостей и нюансов на которые стоит обратить внимание, но и этого базового знания вполне хватит, что бы сделать прекрасный портрет и вообще понять специфику построения данного светотеневого рисунка.
Перепечатка текста без ссылки на автора запрещена!
За перепосты заранее огромное спасибо))))