Световые схемы. Бабочка.

Jul 26, 2013 12:36

Давайте сегодня поговорим, точнее начнём говорить про световые схемы в портрете. Многие слышали такое выражение как светотеневой рисунок. Если совсем по простому, то это рисунок светом, получаемый в совокупности света и тени на лице модели. В зависимости от расположения источника света, мы на лице видим определённое направление и расположение теней. Так вот в зависимости от этих направлений и расположений, эти рисунки имеют свои названия. Выстраивание на лице модели определённого рисунка и есть задача фотографа. Знание этих рисунков и умение выстроить на той или иной модели, дабы подчеркнуть лучшее и скрыть недостатки и есть мастерство портретиста.

Немного давайте окунёмся в историю, буквально краешком. Те, кто часто ходит по выставкам, сейчас я имею ввиду именно выставки художественной, старой школы, которые показывают нам классику, написанную 100-200-300 лет и так далее, могли обратить внимание, что на очень многих картинах, именно на крупных портретах, присутствуют определённые светотеневые рисунки, но они совершенно не портят модель, а наоборот, подчёркивают её красоту, сохраняя естественность. На самом деле все светотеневые рисунки были описаны и разобраны в художественной школе ещё до того, как люди могли даже подумать, что будет искусство, создающее изображения, отличное от холста и кисти. Фотография, это всего лишь очередной способ запечатления изображения. Мастерство стоит черпать в музеях, у художников, которые отдали свою жизнь изучению света и тому, как он ложится на лицо модели. Помогал им в этом обычный солнечный свет. Жёсткий или мягкий, но всё же тот свет, который всегда присутствует в нашей жизни, который всегда создаёт на наших лицах светотеневые рисунки. Но для нас они очень привычны. Во первых многие про них просто не задумываются, во-вторых мы воспринимаем видеоряд и никогда не приглядываемся к естественности или неестественности теней на лице. Мы не статичны. Но как только мы начинаем передавать статичную модель в изображении, вот тут и начинаются вопросы, почему при естественности направления света портрет получается не выразительным, а иногда даже отпугивающим.
Всё очень просто. В видеоряде своего собеседника для нас есть направление тени но нет светотеневого рисунка на статичном человеке, и воспринимаем мы картинку усреднёно. При поворотах головы, помимо не естественного положения теней на лице ещё и очень часто проскакивают совершенно естественные. Так вот с момента изучения художниками света они поняли, что есть направления тени и света очень естественные для человека, для портрета, а есть противоположные ощущения. Так вот и было в своё время выявлено, описано и зарисовано, а главное объяснено, почему некоторые светотеневые рисунки могут сделать из модели красавицу-красавца, а некоторые могут только испортить портрет. Эти схемы считаются классикой, основой всего, на чём строится сейчас портретная фотография, на чём строилась всегда художественная школа.
И так, сегодня мы будем говорить про классическую световую схему БАБОЧКА.
Начну с самого простого. Расположение источника света тут ровно перед моделью, сверху. Я не могу Вам нарисовать на каком расстоянии от модели, на какой высоте он расположен и под каким именно углом светит, и дальше Вы поймёте почему.
Ну а так как мы говорим про классические схемы, то и примеры давайте я Вам буду показывать из классики. Например несравненная Марлен Дитрих.







Во первых давайте сразу понимать почему Бабочка. Посмотрите на расположение света и тени на лице модели. Верхний свет под углом освещает лоб модели, глаза и подглазные кости. Дальше, на щеках, идут теневые провалы и освещённость возобновляется на скулах. при жёстком свете нос и тень от носа а так же губы и тень от губ создают контраст. Если этот контраст принимать за основу, туловище нашей с вами бабочки, то освещённость лица становится похожа на крылья, верхняя пара крыльев и нижняя. Но я конечно же начал с конца как говорится. Не всегда на лице будет контраст от света и тени носа и губ, по этому мы воспринимаем световую схему начиная с освещённости лица, крыльев.
Теперь давайте более детально разбирать, как же правильно выстаивается эта схема. тут есть несколько моментов, за которыми стоит следить очень внимательно. При построении данной схемы есть 3 контрольные точки, на которые нужно обратить внимание.
1) это глаза и тени от надбровных дуг. Надбровные дуги отбрасывают тени, и заканчиваться эта тень должна не верхнем веке модели. Это позволяет добиться сразу двух важных моментов, во первых глаз становится освещённым и не прячется в тень, зрителю не придётся всматриваться и выискивать взгляд модели, во вторых, тень над глазом автоматически создаёт контраст с глазом и делает их более выразительными (теперь многим должно стать понятным назначение теней в женской косметичке). Так же ориентиром может служить блик от источника света в глазу модели. Мелочь но очень важная, глаза получаются живые.
2) Тень от носа. Спускается от самого носа к ямочке на верхней губе но до неё не дотрагивается. Ушки носа и кончик создают треугольник и наша задача следить, что бы он спускался ровно к ямочке на губе, без сдвигов в стороны. Это создаст контраст на лице и самое главное, это не создаст деформацию формы лица в освещённых частях.
3) Тень от нижней губы. Делает губы более пухленькими визуально, более выразительными (и это всё без пластической хирургии, просто светом).
Теперь давайте ещё раз посмотрим на портрет уже владея определёнными знаниями.
Светотеневой рисунок Бабочка. Очень выразительный, во многих случаях выразительность подчёркивается усилением контраста. Освещённая часть лица, лоб, глаза и подглазные кости. Контраст над глазами, созданный с помощью теней от надбровных дуг сделал глаза очень выразительными. Провалы на щеках визуально сделали лицо уже (тут сразу понимаешь зачем многим девушкам пудра). Губы у модели стали пухленькие, контрастом выделенные и прям желанные ))) НО. Как всегда есть маленькое но. Все люди разные, все по своему индивидуальны. Есть несколько типов лица и форм лица. Как минимум, есть восточный и европейский тип лица, а значит глаза будут или более утоплены или больше на поверхности лица. А значит и высота источника света будет или ниже или выше. НО, опять же но. При опускании источника света будет уменьшаться и тень от носа и выразительность губ. Тут уже придётся чем-то жертвовать, не всегда у нас модель будет с формой лица как по учебнику. Так же у всех разные формы носа, и это не всегда треугольник. Ну и конечно же, по последним тенденциям моды, некоторые модели уже изначально с пухлыми губами, и придётся может быть жертвовать тенями под носом и глазами, но это поможет не сделать губы по выразительности больше, чем всё остальное в кадре.
Все люди очень индивидуальны и это всегда нужно учитывать при съёмке, именно по этому нет шаблонной схемы расстановки света. У фотографа портретиста есть только знания как и зачем он выставляет свет.
Всем удачи!
В следующий раз разберём ещё какую ни будь классическую световую схему.

Перепечатка текста без ссылки на автора запрещена!

За перепосты заранее огромное спасибо))))

Уроки фотографии

Previous post Next post
Up