Между современным мошавом
Мево Бейтар и арабской деревней
Батир (античный Бейтар), по нашу сторону "зелёной черты", до 1948-го находилась ещё одна арабская деревня,
Аль-Кабу. Вполне вероятно, что её следует отождествлять с местом под названием Коби или Кобия, которое упоминается в Вавилонском Талмуде (
Санедрин 95а) и в "медном свитке". Какие сокровища обещает там "медный свиток", мне пока разобраться не удалось; а вот из Талмуда я не удержусь и вверну длинную цитату. Комментируя пару фраз из
Шмуэль 2 21 от том, что Авишай бен Цруя помог будущему царю Давиду одолеть некоего Ишби, потомка великанов, мудрецы сообщают массу подробностей этого поединка, и между делом упоминают Коби и Битри (Бейтар ?):
И Ишби-Бенов, который был из сыновей великана, копье которого весило триста сиклей меди, и который был опоясан новым мечом, решил убить Давида. Что означает Ишби-Бенов ? - Рав Иуда сказал от имени Рава: Человек, пришедший из-за
Нова. [Ибо] Святой, благословен Он, сказал Давиду: "Как долго это преступление будет скрыто в твоей руке. Из-за тебя был уничтожен Нов, город священников {см.
Шмуэль 1 21-22}; через тебя Доик Идумеянин был изгнан; и из-за тебя были убиты Саул и три сына его; хочешь ли ты положить конец роду твоему или быть преданным в руки врага?" Он ответил: "Повелитель Вселенной! Я предпочитаю быть преданным в руки врага, чем чтобы закончился мой род". Однажды, когда он [Давид] отважился отправиться в Сехор-Биззае, перед ним предстал сатана в облике оленя. Он пустил в него стрелы, но не попал, и таким образом его вели, пока не заманили в землю филистимлян. Когда Ишби-Бенов заметил его, он воскликнул: "Это он убил моего брата Голиафа". И он связал его, сложил вдвое и бросил под пресс для оливок; но произошло чудо, и земля под ним смягчилась. Потому и написано: Ты расширил подо мной стопы мои, чтобы ноги мои не поскользнулись {
Псалмы 18:37}. В этот день был канун субботы, и Авишай, сын Цруи, омыв голову свою в четырех гривах воды, заметил несколько пятен крови. Другие говорят, что прилетел голубь и захлопал перед ним [своими крыльями]. Тогда он рассудил: Израиль уподоблен голубю, как написано: вы - как крылья голубя, покрытые серебром {Псалмы 68:14}; это должно быть намеком на то, что Давид в беде. И пошел он к нему домой, но не нашел его. Мы знаем, сказал он, нельзя ездить на коне царя, и сидеть в седле его, и пользоваться скипетром его; но что в случае опасности? Поэтому он пошел и задал этот вопрос в бейт мидраше, и получил ответ: "В случае опасности это разрешено". Тогда он оседлал его [Давида] мула и поскакал, и земля сжалась под ним. Во время езды он увидел прядущую Орпу, его [Ишби-Бенова] мать. Увидев его, она оборвала [нитку] веретена и бросила его [веретено] в него, намереваясь убить его. Тогда она сказала: "Молодой человек, принеси мне веретено". Но вместо этого он бросил его ей в макушку и убил ее. Когда Ишби-Бенов увидел его, он сказал "Теперь, когда их двое, они убьют меня". И он подбросил Давида [в воздух] и вонзил своё копье [в землю], сказав "Пусть он упадет на него и погибнет"; но Авишай произнес Божественное Имя, посредством которого Давид был подвешен между небом и землей. (Почему Давид не произнес этого слова сам? - Потому что "узник не может сам себя освободить из темницы".) Тогда [Авишай] спросил его: "Что ты здесь делаешь?" - "Так говорил мне Бог, и так я отвечал Ему", - ответил он. "Передумай", - сказал он, - "Пусть твой внук продает воск, но ты не пострадаешь". "Если так", - сказал он, - "помоги мне [обратить это вспять]". Поэтому написано: "Но Авишай, сын Цруи, помог ему". На что Рав Иегуда прокомментировал от имени Рава: "Он помог ему в молитве". Затем Авишай [снова] произнес Божественное Имя и опустил его. Теперь их преследовал Ишби-Бенов. Когда они достигли Коби, они сказали [друг другу]: "Давай встанем [и сразимся] против него". [Но они все еще боялись и пошли дальше.] Когда они достигли Битри, они сказали: "Могут ли два щенка убить льва?" Тогда они стали насмехаться над ним: "Пойди и найди свою мать Орпу в могиле". Когда они упомянули ему имя его матери, его силы иссякли, и они убили его. Поэтому написано: Тогда клялись ему люди Давидовы, говоря: ты больше не будешь выходить с нами на войну, чтобы ты не погасил света Израилева.
Уже почти в наше время (1838) Робинсон очень вскользь отметил деревню Кабу, расположенную среди крутых гор. В описании Герена деревня стоит на вершине горы, как орлиное гнездо; а к юго-западу от неё, возле мечети шейха Махмуда эль-Хаджеми, источник Айн эль-Кабу вытекает из древнего канала и орошает деревенские сады в долине. Кондер пишет про деревню среднего размера с каменными домами и двумя источниками к западу от неё; а на склоне холма к юго-западу находит руины церкви, вероятно франкской. Османские данные примерно 1870-го говорят о 18 домах и населении в 28 мужчин; а британская перепись 1931-го о 31 доме и 192 жителях. По Морису, в Войну за независимость деревня была занята в марте 1949-го (хотя возможно до этого её уже один раз взяли в октябре 1948-го). Как было сказано выше, после подписания 3 апреля соглашения о прекращении огня с Иорданией часть жителей вернулась в деревню; но 1 мая силы АОИ разрушили последнюю. В 1950-м члены движения Бейтар основали чуть западнее уже упомянутый мошав Мево Бейтар. К востоку от мошава теперь располагается
парк имени Бегина, и среди его фич - гереновский источник, известный теперь как Эйн Коби.
Метрах в 50 к востоку от источника находится обнаруженная Кондером разрушенная церковь. Как уже говорилось выше, британцы сочли её делом рук крестоносцев. Около 1939-го объект посетил доминиканец Маурицио Гислер и отнёс к византийскому периоду. В 1981-м заехал на разведку Прингл и отделался довольно обтекаемой фразой что вроде здание выглядит средневековым, но может построено и раньше 12-го века. В 2000-1 Дани Вайс, Яаков Билич и Боаз Зису по очереди провели три сезона раскопок церкви и источника и пришли к выводу, что оба ответа верны - церковь вроде как изначально византийская, но была перестроена франками. Размеры здания, по их данным, 16 на 11.6 м при толщине стен 1.9 м; вход, как положено, на западе; до ожидаемой на востоке апсиды не докопались; перекрытие представляло собой крестовый свод из двух секций, от него сохранилась консоль на северной стене. На северной и южной стенах сохранились фрагменты фресок.
В настоящее время невооружённому лопатой глазу доступен, кажется, только фрагмент северной стены; обещаные консоль и фрески вроде как не видны...
Мечеть шейха Махмуда, про которую писал Герен; по другим данным, макам шейха Ахмеда эль-Омари. На первых двух фотографиях, если присмотреться, видна лестница на крышу - вместо минарета, что ли ?
Схема источника. Зису и Вайс затрудняются с уверенностью датировать первую фазу здешних сооружений, но подозревают период второго храма.
(Hadashot-esi.org.il)
Собственно источник - на дне этой шахты, на глубине метров шесть; без фонарика мне как-то не захотелось туда лезть, может в другой раз...
Дальше тоннель длиной 17 м, метр в высоту и полметра в ширину, ведёт в подземный отстойник размером 11 на 5 м. В отстойник спускаться светлее:
По разным причинам технического и социального характера изнутри только этот снимок; в кадр попал выход из вышеупомянутого тоннеля.
Дальше по ещё одному тоннелю вода доходила до колодца:
За водой ходили, видимо, сюда ?
И наконец, открытый резервуар размером 7 на 7 м, вероятно для полива:
И камень, похожий на деталь чтотодавильного устройства:
Всё...
Фотографии: в
wikimedia commons.
ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem (Volume 2, L-Z) By Denys Pringle
A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine By Andrew PetersenHadashot-esi.org.il
1,
2,
3Biblical researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea. A journal of travels in the year 1838 (Volume 2) By Edward RobinsonDescription Géographique Historique et Archéologique de la Palestine (Vol. 1: Judée, pt. 2) By Victor GuérinThe survey of western Palestine (Volume 3) By C.R. Conder et al
p 25,
p 100The Birth of the Palestinian Refugee Problem Revisited By Benny Morris (
XX,
520)
Borisfenus.blogspot.com