Как уже говорилось в
старом посте про станцию Вади Сурар / Нахаль Сорек, в начале Первой Мировой Войны турки пробовали наступать в сторону Суэцкого канала, и для логистической поддержки наступления ответвили от железной дороги
Яффа -
Иерусалим новую линию в
Беэр Шеву и далее на Синай (совсем немного, до Кусеймы). Так юная османская Беэр Шева обзавелась
собственной железнодорожной станцией. Потом турецкое наступление сорвалось, и началось британское. В начале января 1917-го британцы полностью отбили Синай. Ночью 14-15 января их авиация бомбила станцию в Беэр Шеве;
погибли 16 еврейских железнодорожников. В марте начались попытки прорыва османской линии обороны Газа - Беэр Шева, но успехом
лишь в конце октября; ещё две недели спустя вся железнодорожная ветка до Вади Сурар была в руках англосаксонских империалистов. Последние сперва пользовались ей как есть; потом в мае - июле 1918-го переделали с османской 1050-мм на стандартную 1435-мм колею; плюс к маю 1918-го
соединили Беэр Шеву с Рафиахом. К октябрю ветку в Вади Сурар сочли ненужной и разобрали. Железной дороге в Рафиах повезло чуть больше - после войны она использовалась Palestine Railways, пока в 1927-м не была закрыта ввиду нерентабельности.
После взятия Беэр Шевы израильская армия оборудовала в зданиях станции базу подразделения радиоэлектронной разведки (будущего
подразделения 8200). Разведчики покинули станцию в декабре 1967-го. В дальнейшем их место занимали художники и "полевая школа" общества охраны природы. В 2013-м муниципалитет приступил к реставрации объекта, и теперь там
место отдыха и развлечений - примерно как в Яффо и Иерусалиме, но поскромнее. Зато в отличие от вышеупомянутых, для беэршевской станции раздобыли всамделишный паровоз, о котором ниже... Между тем в 1956-м железнодорожное сообщение с Беэр Шевой возобновилось, но
израильская линия пролегала иначе и прибывала на
новую станцию.
Схема британских железных дорог в Палестине, ПМВ:
(Коттерелл)
Гостя станции встречает памятник турецким солдатам, установленный в 2002-м:
А также бюст Ататюрка:
Главное здание станции:
Видимо, тоже одно из оригинальных строений ? Так или иначе, теперь там туалет.
Который почему-то выбрали для размещения мемориальной доски, напоминающей о взятии Беэр Шевы в 1948-м:
Дом начальника станции:
Компанию приведённым в порядок зданиям станции составляет железнодорожная техника во главе с паровозом
LMS 8F, носящим номер 70414. Локомотив этой модели с этим номером действительно трудился на израильской беэршевской линии; в конце 1950-х он отправился на переплавку и был напоследок
воспет Хаимом Хефером. В 2012-м аналогичный паровоз -
8F турецкой сборки под номером 45166 -
приобрели у неких британцев, в свою очередь купивших его у турок, доставили и перепронумеровали.
Вагон-салон; согласно википедии произведён компанией Birmingham RC&W в 1922-м:
Пассажирский вагон 3-го класса компании LSWR, 1893-4:
И пара грузовых вагонов:
Немного западнее станции, во дворе дома на улице Рамбам, можно найти прилагавшуюся к сабжу водонапорную башню:
Пишут, что на этой фотографии - церемония открытия станции в 1915-м; правда, виновница торжества в кадр не попала:
(
wiki)
Объект около 1917-го, ещё при турках:
(
wiki)
И пара чуть более поздних австралийских фотографий. Как видим, к востоку от дома начальника было ещё одно строение, согласно подписи ко второму снимку - насосная станция.
(AWM via
wiki)
(AWM via
wiki)
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности Ссылки:
The Railways of Palestine and Israel By Paul Cotterell