Хурват Ракит, или по-арабски Хирбет Руктия / Рахтие / Кахтие (возможно "руины дикого голубя"), находится примерно на полпути между Далият эль-Кармель и кибуцем Бейт Орен, на склоне
горы Шокеф. В 1873-м объект посетили исследователи из PEF, но нашли лишь "кучу камней". Первое более детальное описание принадлежит Лоренсу Олифанту, который в 1883-4 приметил маслодавильни и погребальную пещеру с греческой надписью на фасаде; местный феллах рассказал ему, что по легенде здесь жили греческие монахи. Около 1908-го заскочил фон Мюлинен и тоже написал пару слов. В 1996-м израильский археолог Шимон Дар, как раз закончивший разбираться с соседней
Хурват Сумака, перебрался в Хурват Ракит и
копал до 2002-го. Согласно статье Дара в Энциклопедии археологических раскопок, он обнаружил поместье, принадлежавшее богатой еврейской или самаритянской семье. Объект функционировал с 2-го по 7-й века, с перерывом в середине-конце 5-го века. Позднее, при крестоносцах и мамлюках, тут видимо была маленькая деревня.
Среди прочих помещений археологи идентифицировали
синагогу, не то еврейскую, не то (по мнению некоторых, скорее всего) самаритянскую (забегая вперёд, я не понял, где её искать на местности). Перед нами, пишет Дар, "интересный пример общественного здания, построенного в маленьком сельском поселении, изначально основанном в конце римского периода как поместье". Следует ли понимать это так, что к моменту строительства синагоги (конец 3-го или начало 4-го века) Хурват Ракит "переформатировалась" из поместья в деревню ? Размеры синагоги 10.3 на 7 м; вдоль стен два ряда скамеек, в общей сложности мест на 80; пол был украшен мозаикой с геометрическим орнаментом и греческой надписью "Боже, помоги. Бог един." Рядом со входом нашли обломки карниза, украшенного изображениями меноры, розетками итп.
Ниже - план поместья. Наряду с синагогой центральный комплекс включал жилые здания, рабочие помещения, склады и маслодавильню; рядом находился большой открытый резервуар для сбора дождевой воды (19 на 19 м). К востоку видим описанную Олифантом погребальную пещеру с надписью (прочитанной исследователями как "поместье Маринуса"), и рядом с ней вырезанную в скале открытую маслодавильню. Ещё одна погребальная пещера на южном краю карты. За восточным краем, в 600 и 700 м от центра, две винодавильни. Из других находок - мильные камни; керамическая и стеклянная посуда; более 50 светильников, в основном "самаритянского" типа; "слитки" стекла и неназванные другие предметы, намекающие на местное его производство; каменные ступы; металлические предметы (ножи, гвозди, свинцовые пробки для кувшинов); монеты общим числом 383; кости разной домашней живности и средиземноморской рыбы.
(Энциклопедия археологических раскопок)
Просто вид на восток с подъездной дороги; у левого края карты кибуц Бейт Орен.
И на север, с окраинами Хайфы:
Вэйз привёз меня прямо к этим воротам:
Погребальная "пещера Маринуса" оказалась буквально в десятке метров от ворот:
Надпись:
Покойникоместа:
Вид сверху:
Прямо над пещерой проходит
наша главная походная тропа:
Древнее корыто на обочине тропы:
Снова вид на Бейт Орен:
Маслодавильня к северу от пещеры:
Несколько минут блуждания с амудананом привели к центру поместья, и в первую очередь к большой маслодавильне. По Дару, здание функционировало с 3-го до середины 5-го века; и снова с начала 6-го века, но уже неясно, в каком качестве. Видим большое основание маслодавильного жернова и остатки рычажных прессов. Последних было три штуки, с суммарной ёмкостью маслорезервуаров 350-370 литров.
Чуть дальше - другие здания:
И ещё:
Резервуар:
И ещё чуть дальше:
Теперь всё...
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volume 5)
Survey.antiquities.org.ilThe Decorated lintel from the Synagogue at Raqit By Rivka GershtThe Façade Decoration of Marinus' Burial Cave at Raqit By Rivka GershtThe survey of western Palestine (volume 1) By C.R. Conder et alThe Khurbets of Carmel By Lawrence OliphantBeiträge zur Kenntnis des Karmels By E von MülinenHoshvilim.tumblr.com