Неподалёку от Далият эль-Кармель среди холмов, ущелий и полигонов прячутся руины позднеантичного еврейского поселения, известные как
Хурват Сумака. Названием они, возможно, обязаны распространённому в наших краях
кустарнику, который по-арамейски "сумака", по-арабски "сумак", по-русски "сумах дубильный", а на иврите "ог бурскаим". В талмудической литературе упоминаются несколько мудрецов по имени такой-то Сомака или такой-то Бар Самкаи; возможно они были здешними уроженцами; за этим исключением, письменные источники ничем нам не помогают.
Объект описали ещё в девятнадцатом веке исследователи из PEF; они отметили внушительное каменное здание и определили его как синагогу. В 1905-м здание немного копнули Коль и Ватцингер. В 1983-95 более тщательные раскопки провели археологи из Бар-Илана под началом Шимона Дара. Помимо предполагаемой синагоги, нашлись жилые здания, мастерские, винодавильня, маслодавильня, погребальные пещеры итд. Согласно вердикту археологов, поселение процветало в третьм-четвёртом веках, пришло в упадок в начале пятого, в ранний исламский пустовало, и снова было заселено при крестоносцах и мамлюках. Так, среди примерно двух сотен обнаруженных монет большая часть относится к четвёртому веку; есть немного второго/третьего/пятого/шестого; и одна (?) франкская монета тринадцатого века, отчеканенная в Акко. Керамика тоже византийская или средневековая; на одном сосуде - отпечаток некоего "королевского мамлюкского символа".
Ехать к объекту сперва по 672-й дороге в сторону Далият эль-Кармель, потом на запад по безымянной грунтовке:
Эта машина намекает, что дальше на моей Хонде Сивик лучше не ехать:
Остаётся минут пятнадцать несложного пешего хода дальше по грунтовке; в какой-то момент мимо проносится колонна багги, обдав облаком пыли.
Судя по амуданану, я примерно пришёл...
Карта:
(The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land)
Нахаль Харувим и винные прессы:
Говорят, в них водятся саламандры, но мне не попадались...
Дальше на север вдоль ущелья :
Чуть ниже по склону - погребальная пещера:
И ещё одна; по сторонам от входа выцарапаны две меноры:
И ещё... клиент передумал ?
Собственно поселение должно находиться дальше к югу, так что теперь в том направлении... И вот - какие-то стены, вероятно одна из обозначенных на карте "мастерских":
Канавы:
Жилой квартал ?
Наконец, моё внимание привлекают человеческие голоса и жужжание дрона; ориентируясь на эти звуки, я быстро выхожу к синагоге:
Предполагаемая синагога была построена в третьем веке и представляла собой базилику с двумя рядами колонн, размером 14.8 м (север-юг) на 19.4 м, с обращённым к востоку трёхдверным фасадом. С притвором, возможно добавленным впоследствии, длина здания составила 23.8 м. В четвёртом или начале пятого века оно было "намеренно разрушено". В 5-7 веках построили его вторую инкарнацию; при этом западную часть отделили стеной и разделили на небольшие комнаты. Возможно, в этот период здание частично или даже полностью определили под жильё. Наконец, в 12-15 веках здесь уже точно просто жили, устроили пару очагов итп.
(Гахлили)
Одна из находок - притолока со зверским рельефом:
(
via)
Такие колонны с прорезями, если я правильно понимаю, встречаются только в нескольких местах на Кармеле; смысл прорезей неясен:
"Это будет перёд, называется фасад" (С):
Притвор:
К востоку от синагоги - большое здание невыясненного назначения:
С резервуаром:
Ещё одно здание:
Ещё одна колонна:
Возвращаясь к теме полигонов. Этот цилиндр - все, что осталось от торпеды противотанковой ракеты
BGM-71 TOW (несколько лет назад снятой с вооружения АОИ):
Всё, пора домой:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
Ancient Synagogues - Archaeology and Art By Rachel HachliliThe New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land, volume 4
Secular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle,