Мерот.

Sep 02, 2017 00:56



(По следам давней поездки со Светланой и Кириллом)

В "Иудейской войне" упоминается населённый пункт под названием Мерот - однажды в списке мест, укреплённых Иосифом, и другой раз как граница Верхней Галилеи; среди исследователей долгое время бытовало мнение, что речь идёт о хорошо известном Мероне.

Так как он предвидел нападение римлян на Галилею, то он укрепил под­ходящие места: ... в Верхней Галилее - Ахаварскую скалу, Сеф, Иамниф и Мероф.
(книга 2)

Нижняя Галилея про­стирается в длину от Тивериады до Завулона, невдалеке от прибреж­ной полосы Птолемаиды, а в ширину она расстилается от деревни Ксалоса по Большой равнине до Вирсавы; здесь же начинается ширина Верхней Галилеи, продолжающаяся до деревни Вака, у тирской гра­ницы, между тем как длина этой части Галилеи тянется от при­иорданской деревни Феллы до Мерофа.
(книга 3)

В 1977-м археолог Цви Илан нашёл в документе из Каирской гнизы, описывающем маршрут паломника четырнадцатого века, некую деревню Марос (ну, или Марус). Он решил, что во-первых это тот самый флавиевский Мерот; а во-вторых, искать его следует в нескольких километрах к северо-востоку от Мерона, там, где до 1948-го года находилась маленькая деревня Марус.

В ходе археологической разведки в 1981-м обнаружились верхушки нескольких колонн. Илан предположил, что колонны принадлежат античной синагоге, и отправился организовывать раскопки. Последние велись совместно с Имануэлем Дамати под эгидой Управления Древностей, до 1987 года. Раскопали деревню, существовавшую с минус второго века, площадью 10-12 акров, с предполагаемым населением 1000-1200 душ (просто умножили площадь на 100 ?). Среди прочего - высеченный в камне ров, остатки крепостных стен и подземные убежища. Но главная фича - та самая синагога, построенная в конце четвёртого или начале пятого века. В конце двенадцатого века или несколько позже деревня была заброшена; в 13-16 веках неизвестные использовали бывшую синагогу как жильё.

Вышеупомянутый османский Марус упоминается в документе 1596 года как деревня со 156 жителями; в конце 19-го века Герен и Кондер видели здесь лишь руины - как древние, так и современные; в мандатных переписях снова появляется небольшое селение (80 жителей в 1945-м); это последнее было занято 7-й бригадой в ходе операции Хирам.

Дорога ЕМНИМС считается проезжабельной только для джипов. А ещё она проходит через полигон, но по субботам там тихо и пасторально.



Где-то рядом с этим вертолётом мы оставили машины и дальше отправились пешком:



Следующий экспонат - Шерман М-50:





Выброшенный контейнер от M270 MLRS:



А горы всё выше...



Могила недошедших:



Прибыли:



Так это было. Размер главного зала 17.9 на 11.4 м, общие размеры комплекса примерно 30 на 20 м. Впоследствии синагога дорабатывалась и в частности получила мозаичный пол, от которого уцелел только фрагмент в северо-восточном углу. Стены были оштукатуренны и выкрашены в красный и жёлтый. В начале седьмого века южные входы замуровали и пробили вместо них северные; возможно для того, чтобы (как в некоторых других синагогах того периода) входящий в здание смотрел в сторону Иерусалима. Под восточным из новых порогов был найден бронзовый амулет 7 века с просьбой отдать деревенских в полную власть какому-то Йоси, сыну Зенобии, именем некоего ангела Хатуаа. После "разворота" здания примыкавший к его южной стене дворик потерял своё оригинальное назначение и был частично застроен. Его юго-западную часть предположительно отвели под бейт мидраш (место для изучения Торы). Вход в бейт-мидраш украшал карниз с рельефом и надписью "Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем" (Дварим 28:6)



(via)



Первым делом - в обход:





Теперь внутрь:



Слева от входа; здесь был бейт мидраш:



Копия мозаики, изображающей волка с ягнёнком из басни Крылова Исайи 65:25:





Зачем эти углубления ?



Справа от входа:











Миква:



И эта дыра тоже где-то примерно там:



Собственно синагога, с юга на север:



И с севера на юг:



Юго-запад - арон кодеш (место для свитков Торы) и вход в кладовку:



В кладовке:



Вооон в той дыре нашли клад из 485 монет, в том числе 245 золотых; первая датируется 80-76 до н э, последняя 1193-м, большая часть приходится на 5-7 века. Всего на территории деревни собрали порядка 1100 монет.



Северо-западная часть синагоги:



Фрагмент скамьи:



Северо-восточная:



Фрагмент мозаичного пола (тоже копия). Илан осторожно предположил, что на ней может быть изображён Давид с оружием, добытым у Голиафа. Надпись "Йудан бен Шимон Мани" может указывать на мастера или спонсора. Это первая мозаика, обнаруженная в синагоге в Верхней Галилее; у остальных были простые каменные полы.



После разрушения здания одну из капителей облюбовали игроки в манкалу:



Проход в боковое помещение:





Видимо, фрагмент арки:



Дальше на север - остатки стены:



Колодец:



И ещё какая-то дыра:





Следующая цель - Кацион...



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land
Ancient Synagogues - Archaeology and Art: New Discoveries and Current Research By Rachel Hachlili
Discovery of an Ancient Synagogue ans a Study Hall in the Galilee
Description géographique, historique et archéologique de la Palestine (Galilée II) by Victor Guérin
The survey of western Palestine (volume 1) by C.R. Conder et al
Отчёт ЖЖ-юзера duchifat
Отчёт ЖЖ-юзера yeolka1

фотоотчёты, синагоги

Previous post Next post
Up