(По следам
давней поездки со
Светланой и
Кириллом)
В "Иудейской войне" упоминается населённый пункт под названием
Мерот - однажды в списке мест, укреплённых Иосифом, и другой раз как граница Верхней Галилеи; среди исследователей долгое время бытовало мнение, что речь идёт о хорошо известном
Мероне.
Так как он предвидел нападение римлян на Галилею, то он укрепил подходящие места: ... в Верхней Галилее - Ахаварскую скалу, Сеф, Иамниф и Мероф.
(
книга 2)
Нижняя Галилея простирается в длину от Тивериады до Завулона, невдалеке от прибрежной полосы Птолемаиды, а в ширину она расстилается от деревни Ксалоса по Большой равнине до Вирсавы; здесь же начинается ширина Верхней Галилеи, продолжающаяся до деревни Вака, у тирской границы, между тем как длина этой части Галилеи тянется от прииорданской деревни Феллы до Мерофа.
(
книга 3)
В 1977-м археолог Цви Илан нашёл в документе из Каирской гнизы, описывающем маршрут паломника четырнадцатого века, некую деревню Марос (ну, или Марус). Он решил, что во-первых это тот самый флавиевский Мерот; а во-вторых, искать его следует в нескольких километрах к северо-востоку от Мерона, там, где до 1948-го года находилась маленькая деревня
Марус.
В ходе археологической разведки в 1981-м обнаружились верхушки нескольких колонн. Илан предположил, что колонны принадлежат античной синагоге, и отправился организовывать раскопки. Последние велись совместно с Имануэлем Дамати под эгидой Управления Древностей, до 1987 года. Раскопали деревню, существовавшую с минус второго века, площадью 10-12 акров, с предполагаемым населением 1000-1200 душ (просто умножили площадь на 100 ?). Среди прочего - высеченный в камне ров, остатки крепостных стен и подземные убежища. Но главная фича - та самая синагога, построенная в конце четвёртого или начале пятого века. В конце двенадцатого века или несколько позже деревня была заброшена; в 13-16 веках неизвестные использовали бывшую синагогу как жильё.
Вышеупомянутый османский Марус упоминается в документе 1596 года как деревня со 156 жителями; в конце 19-го века Герен и Кондер видели здесь лишь руины - как древние, так и современные; в мандатных переписях снова появляется небольшое селение (80 жителей в 1945-м); это последнее было занято 7-й бригадой в ходе
операции Хирам.
Дорога ЕМНИМС считается проезжабельной только для джипов. А ещё она проходит через полигон, но по субботам там тихо и пасторально.
Где-то рядом с этим вертолётом мы оставили машины и дальше отправились пешком:
Следующий экспонат -
Шерман М-50:
Выброшенный контейнер от
M270 MLRS:
А горы всё выше...
Могила недошедших:
Прибыли:
Так это было. Размер главного зала 17.9 на 11.4 м, общие размеры комплекса примерно 30 на 20 м. Впоследствии синагога дорабатывалась и в частности получила мозаичный пол, от которого уцелел только фрагмент в северо-восточном углу. Стены были оштукатуренны и выкрашены в красный и жёлтый. В начале седьмого века южные входы замуровали и пробили вместо них северные; возможно для того, чтобы (как в некоторых других синагогах того периода) входящий в здание смотрел в сторону Иерусалима. Под восточным из новых порогов был найден бронзовый амулет 7 века с просьбой отдать деревенских в полную власть какому-то Йоси, сыну Зенобии, именем некоего ангела Хатуаа. После "разворота" здания примыкавший к его южной стене дворик потерял своё оригинальное назначение и был частично застроен. Его юго-западную часть предположительно отвели под
бейт мидраш (место для изучения Торы). Вход в бейт-мидраш украшал
карниз с рельефом и надписью "Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем" (
Дварим 28:6)
(
via)
Первым делом - в обход:
Теперь внутрь:
Слева от входа; здесь был бейт мидраш:
Копия мозаики, изображающей волка с ягнёнком из басни Крылова
Исайи 65:25:
Зачем эти углубления ?
Справа от входа:
Миква:
И эта дыра тоже где-то примерно там:
Собственно синагога, с юга на север:
И с севера на юг:
Юго-запад - арон кодеш (место для свитков Торы) и вход в кладовку:
В кладовке:
Вооон в той дыре нашли клад из 485 монет, в том числе 245 золотых; первая датируется 80-76 до н э, последняя 1193-м, большая часть приходится на 5-7 века. Всего на территории деревни собрали порядка 1100 монет.
Северо-западная часть синагоги:
Фрагмент скамьи:
Северо-восточная:
Фрагмент мозаичного пола (тоже копия). Илан осторожно предположил, что на ней может быть изображён Давид с оружием, добытым у Голиафа. Надпись "Йудан бен Шимон Мани" может указывать на мастера или спонсора. Это первая мозаика, обнаруженная в синагоге в Верхней Галилее; у остальных были простые каменные полы.
После разрушения здания одну из капителей облюбовали
игроки в манкалу:
Проход в боковое помещение:
Видимо, фрагмент арки:
Дальше на север - остатки стены:
Колодец:
И ещё какая-то дыра:
Следующая цель -
Кацион...
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land
Ancient Synagogues - Archaeology and Art: New Discoveries and Current Research By Rachel Hachlili
Discovery of an Ancient Synagogue ans a Study Hall in the GalileeDescription géographique, historique et archéologique de la Palestine (Galilée II) by Victor GuérinThe survey of western Palestine (volume 1) by C.R. Conder et al Отчёт ЖЖ-юзера
duchifat Отчёт ЖЖ-юзера
yeolka1