Незнакомый Израиль. Зеленые холмы Галилеи - Хурват Марот и кружевные деревья

Jun 08, 2021 08:20

Начало: Зеленые холмы Галилеи - заповедник нахаль Дальтон

В марте-апреле этого года мы много путешествовали по пустыням юга нашей страны. Но живем-то мы на севере, поэтому чаще ходим в походы именно там. Кажется, что уже все хожено-перехожено по многу раз, но порой вдруг обнаруживается прекрасный незнакомый ещё маршрут совсем недалеко от дома.

Так в конце марта мы прошли по ущелью нахаль (ручей) Дальтон.
В этом походе мы неожиданно вышли к развалинам античного еврейского поселения Хурват Марот, а в самом конце похода наткнулись на кружевные деревья.

Шли мы, шли по ущелью ручья Дальтон то вниз, то вверх, то по тропе, то без неё, любовались всевозможными оттенками зеленого, а потом вдруг свернули резко в сторону - влево по зеленой разметке.

И неожиданно пришли в очень интересное место. Хурват (городище, развалины) Марот.

Древнее еврейское поселение Марот существовало на этом месте достаточно долго - с позднего эллинистического периода ( 1 век до н.э.) до средневековья (времена крестоносцев) на протяжении примерно 1300 лет. Поселение было достаточно большое, но на данный момент раскопана только большая древняя синагога - она огорожена забором.

Современная история этого места начинается в 1977 году, когда археолог Цви Илан, изучавший документы Каирской Генизы в Лондоне, наткнулся на упоминание о поселении "Марос" и заподозрил, что это древнее поселение под названием Марот, о котором упоминает Йосеф Бен-Матитьяху как ориентир на северной границе Еврейской Галилеи.

Во время своего первого посещения этого места в 1981 году Илану удалось обнаружить выступающие из земли столбы синагоги, что убедило его провести археологические раскопки.

Раскопки на этом месте продолжались до 1987 года, и были обнаружены великолепная синагога, бейт-мидраш, миква, мозаичные полы и необычный тайник для монет (в нем 485 монет), надписи на иврите, потайные хода, фортификационные сооружения, система водоснабжения, кладбище с могилой праведников.

Захватывающие находки указывают на непрерывность существования здесь еврейского поселения, а также на региональное значение Марот, как пограничного пункта в Еврейской Галилее (которая простиралась в тот период до Нахаль Дишон - за пределами проживало иностранное население в городе Цур).

Поселение под названием "Марот" впервые упоминается в трудах Йосефа бен Матитьяху, который упоминает его как поселение на северной границе Галилеи, которое было укреплено им в конце периода Второго Храма до Великого Восстания.

Поселок считается большим и богатым, "учебным центром, и люди хорошо знают иврит и библейские стихи ", Документ XIV века нашей эры, найденный в документах Каирской Генизы , описывает путешествие паломника между гробницами праведников и включает список, в котором фигурирует имя "Кфар Марос".

Деревня Марос упоминается в османских списках с 1596 года. Она упоминается как заброшенная деревня Виктором Граном в 1875 году, но была вновь заселена во время британского мандата, пока не была разрушена во время Войны за Независимость .

Сегодня на уже раскопанной территории комплекса можно увидеть колонны синагоги, точные копии мозаики, систему укрытий и многое другое, а некоторые из находок (древние мозаики и монеты) выставлены в Музее Израиля в Иерусалиме.

Это место расположено примерно в 4 км к западу от национального парка Тель-Хацор, между ним и мошавом Альма. Это "шетах эш" (зона военных учений), поэтому путешествовать здесь можно только по субботам и праздничным дням - в остальные дни требуется согласование с армией.

В оливковой роще возле древнего поселения мы устроили пикник. А потом оправились дальше, но уже на юг.

И почти сразу наткнулись на свидетельства того, что это "шетах эш". Пушка! Наши мужчины, конечно же, сразу к ней ломанулись - определять калибр и прочие характеристики.

И снова долина ручья Дишон перед нами.

Вон туда на восток, в сторону долины Хула течет ручей.

Мы снова спускаемся в русло и пересекаем его.

И вылазим на противоположный склон. И снова - Базальтовый хребет перед нами. Кто мечтает о плато Путорана, Голаны - это такое же вулканическое плато образованное трапповым магматизмом, но в миниатюре.

Разметки здесь нет.

Поэтому идем по разным непонятным тропинкам, порой звериным, заводящим нас в гущу колючих кустов.

По незнакомому марщруту идти интересно и весело. Да и погода - просто великолепная.

До окончания похода осталось совсем немного - километра два. Небольшой привал.

А потом вместо того, чтобы пойти по проселочной дороге, к месту, где припаркованы наши машины, мы решили пройти вдоль ручья по какой-то тропинке, которая в какой-то момент неожиданно оборвалась, и пришлось лезть наверх по крутому склону.

Когда уже пришли к машинам, а оставили мы их внизу под Амукой в лесу Бирия, возде какой-то могилы очередного праведника, я решила отойти в сторонку к ручью.

И наткнулась на такое!

Кружевные стволы и пни каких-то деревьев.

Никогда такого не видела!

Почему и как это происходит, я не знаю. Часть уже стволвов стала полностью кружевной, часть - ещё в процессе. То ли съел кто, то ли разлагаются так странно... (Может, Ботаник заглянет в пост и объяснит.)

Но смотрится невероятно.

На такой прекрасной ноте завершился наш поход.

Вот примерно такая нитка маршрута у нас получилась: нахаль Дальтон - хурват Мерот.

Галилея
Все записи по тегу "Незнакомый Израиль".