Возвращаясь в очередной раз к византийско-палестинскому монашеству, не могу не отметить - тяжело приходилось тем из из отшельников, кто, выражаясь современным языком, выбивался в топ. Только нашёл себе пещеру поуединённее, как агентство "один монах сказал" транслирует на всю Иудейскую пустыню - мол вы слышали, что в таком-то ущелье, в ста шагах от большой скалы, поселился знаменитый старец ? Постится по стотыщпиццот дней, добывает воду из камня, приручает львов и совершает прочие невообразимые подвиги ? И не успел оглянуться, как начинается: "отче, благослови, наставь, выдели келью и добудь пожрать; а следующего в очереди прогони, ибо его безбородая харя будет наводить меня на греховные мысли"... Я, разумеется, в очередной раз утрирую и растекаюсь по древу; но возьмём к примеру св. Харитона, основателя первого в Иудее монастыря,
Фаранской лавры в Вади Кельт.
Приведя обитель в подобающий порядок, преподобный... решил уйти в глубочайшую пустыню, любя безмолвие и устраняясь от людей... нашел другую пещеру невдалеке от Иерихонских пределов, и, вселившись в ней, жил для Бога... Когда он пробыл там некоторое время... узнано было место уединения его, и к нему стали приходить черноризцы и миряне, желая жить с ним, видеть ангелоподобное лицо его и насыщаться его полезною беседою. В скором времени собралось не малое стадо словесных овец и устроен был
другой монастырь по такому же чину и уставу, как и первый.
(
Житие преподобного отца нашего Харитона Исповедника)
Св. Харитон не отчаялся и решил попробовать ещё раз:
Но не долго отец пробыл вместе с своими чадами; ибо, устроив весь порядок монастырский, как подобало, он снова ушел в самую глубокую пустыню, отстоящую от Фекуитской страны на четырнадцать или более стадий и там, уподобляясь Илии и Предтече, удаляшеся и бегая водворяшеся в пустыни, чая Бога спасающаго его.
Но от судьбы не уйдёшь:
Его снова нашли некоторые из проходивших по пустыне подвижников и, упавши ему в ноги, молили, чтобы он повелел им остаться с ним и подражать благочестивым подвигам его. Когда и другие узнали о сем, то к преподобному стали собираться многие, избегая суетного мира. Он же, собрав уже третье стадо овец Христовых и, научив их иночеству, устроил третью обитель, которая после стала именоваться на сирском языке Сукийскою, по-гречески же именовалась Старою Лаврою.
Происхождение названия неясно; Читти
возводил его к арабскому "сук" (рынок) которое мол переводилось на греческий как "лавра"; по другой версии, здесь тот же корень, что и ивритском "цук" (скала); слышал версию про "сука" (шалаш), но кажется она "народная"... Впрочем, вернёмся к Харитону; некоторую степень уединения он всё же смог себе обеспечить:
Потом он взошел на вершину находящейся там горы и поселился на возвышении, имевшем в себе небольшую пещеру, куда можно было взойти только по очень высокой лестнице. Там он стал как на столпе, удаляясь от земли и приближаясь к небесным селениям. Оттуда, как добрый пастырь, стоящий на страже, он молился за свои монастыри и помышлял о спасении собранных там братий; находясь как бы на корме корабля, направлял он отсюда плавание столь великого числа душ, ибо из всех, устроенных им монастырей, притекали к нему нуждающиеся в духовной пище. И прожил он на том месте до глубокой старости в посте и молитвах и таких подвигах, о которых и рассказать нет возможности; ибо, день ото дня увеличивая свои труды, он казался и во плоти бесплотным. Место то было безводно, отец же не хотел, чтобы кто из братий трудился для него, принося ему издалека воду, а сам он не мог приносить ее себе - и по причине неудобного входа на высокий холм, и по немощи своего состарившегося и ослабленного трудами тела. Посему он сотворил усердную к Богу молитву, чтобы Он извел из камня воду, как для Израиля в пустыне; это совершилось, ибо Господь исполняет желания боящихся Его и слышит их молитву - и внезапно из сухого и не разбиваемого камня силою Божиею потек источник воды. Так много силы имела у Бога молитва добродетельного отца.
"Страна Фекуитская" это, ясен пень, Ткоа; 14 стадий - примерно 2.6 км; и в примерно подходящем месте, по западную сторону
ручья Ткоа, оно же Вади Харитун, обнаруживаются руины с арабским названием Хирбет Харитун. В общем, вопросов с идентификацией тут не возникает. Метрах в 400-х к югу есть большая карстовая пещера, естественно известная как "
пещера Харитона"; дальше источник Эйн Натуф. Ещё дальше Изхар Хиршфельд нашёл в ходе археологической разведки в 1981-2 пещеру, подходящую под описание кельи Харитона (на отшибе, высоко и с
химическим намёком на ручеёк); провёл там раскопки в 1989-м; и написал статью, из которой и взяты данные и схемы для поста. Забегая вперёд, посещение развалин получилось коротким и не включало ни одну из пещер Харитона - одна из участниц похода то ли устала, то ли заскучала, и осётр был урезан до минимума. В другой раз попытался дополнить, но опять толком не сложилось...
Как видим из текста, монастырь был основан в середине четвёртого века, предположительно около 345-го года. Кирилл Скифопольский упоминает его в
житии Кириака Отшельника (5-6 века); Кириак провёл там две каденции, причём во вторую его поселили в бывшей келье Харитона; однажды Кирилл побывал у него в гостях, и обсуждал вредные ереси:
Авва же Кириак, оскорбев в уме по причине происшедшаго разделения монастырей, удалился в лавру Сука под конец 8-го индиктиона (485-й год) и в различные годы проходил четыре послушания: пекаря, больничнаго, странноприимника и иконома... Проведя семь лет в Сусакиме во дни величайшей пагубы, он был отведен из Сусакима в лавру отцами лавры Сука, которые боялись надлежащаго страха и единодушно пришли к нему с мольбою и сильным воззванием. Сей авва Кириак, придя в лавру, оставался в отшельнической келлие иже во святых Харитона пять лет в борьбе с последователями Оригена... Тогда и я, переселившись из обители великаго Евфимия в великую лавру блаженнаго Савы к авве Иоанну епископу и молчальнику, был послан им к сему авве Кириаку с посланием, которое повествовало о внутренней брани, происшедшей во святом граде и просило его ныне подвизаться в молитвах к Богу о том, чтобы низверглась гордыня ополчившихся в новой лавре против Христа ради учений Оригена, вместе с Нонном и Леонтием. И я, прибыв в Суку и вместе с учениками его Зосимой и Иоанном придя к нему в пещеру иже во святых Харитона, и поклонившись ему, отдал ему послание...
Примерно в 1106-м здесь побывал русский паломник Даниил; согласно
его описанию, к тому времени часть монастыря была обнесена стеной - видно, достали бедуины и/или просто разбойники:
На юг от Вифлеема есть монастырь святого Харитона, на той же реке Афамской, недалеко от Мертвого моря, в горах каменных. Около монастыря пустыня. Грозно, сухо и безводно это место, под ним ущелье, каменное и очень страшное. Монастырь огражден стеной, посредине две церкви, в главной церкви стоит гроб Харитона. За пределами ограждения находится усыпальница, созданная искусно, в ней захоронены святые отцы, тела их как живые лежат уже более семисот лет. Тут лежит Кирияк Исповедник, телом цел, тут лежат
два сына Ксенофонта, Иоанн и Аркадий, благоухание чудное от них исходит.
Последнее беглое упоминание -
у Иоанна Фоки в 1185-м. Видимо, вскоре после монастырь был заброшен. Первое современное описание оставил швейцарец Т. Тоблер в середине 19 века; за ним последовали Герен, Кондер с Китченером и другие. Хиршфельд датирует часть построек византийским периодом (резервуар Бир эль-Унейзия, большая часть келий), часть записывает на ранний исламский или крестоносцев (главным образом стены/башни), и кое-какие мелкие изменения относит к мамлюкскому периоду, когда всякие местные использовали бывшие кельи как жильё.
Ниже - план центральной части монастыря. Виден треугольный участок площадью порядка 2000 квадратных метров, обнесённый стеной с башнями по углами воротами с северной стороны; стена толщиной 1.1 м сложена из камней длиной до 80 см. Северная башня, 11.4 на 15.4 м, частично сохранилась до высоты 4 м; южная была поменьше, 6.4 на 9.5 м, её единственный уцелевший угол возвышается на все свои оригинальные 6 метров; от восточной почти ничего не осталось. Где-то внутри наверняка была церковь, но археологи нашли только фрагмент столбика от алтарной перегородки.
В наличии система для сбора дождевой воды. Самый внушительный её элемент - резервуар Бир эль-Унейзия (козий колодец), расположенный в устье небольшого вади непосредственно к югу от центра монастыря; сейчас по вади проходит дорога, ведущая в поселение Ткоа. Размер резервуара - 14 на 19.4 м; объём 600 кбометров; вода попадала в него по каналам длиной до 150 метров. Резервуары поменьше были под северной и восточной башнями. К северу и югу от вышеупомянутого вади идентифицированы остатки сельскохозяйственных террас общей площадью 3000 квадратных метров.
И, разумеется имеем кельи. На участке длиной 700 метров с севера на юг вдоль Нахаль Ткоа найдены остатки 39 келий, часть из них отмечена числами на плане, другие остались за его пределами. Хотя вокруг можно найти карстовые пещеры, по какой-то причине монахи предпочитали рукотворные каменные постройки. Ко многим кельям "прилагались" резервуары (31 штука) и огороды (27 штук). Кельи различаются по форме, размеру и расстоянию друг от друга, но в среднем - квадратное или прямоугольное помещение площадью (если вычесть стены) порядка 15 кв м, и до соседа метров 35.
Реконструкция:
Ребёнка в гостях в Ткоа:
Выходим:
Так маленькое вади, по которому спускаются к монастырю, выглядело полгода спустя, зимой; на заднем плане, на противоположной стороне Нахаль Ткоа, видим поселение Нокдим:
Резервуар Бир эль-Унейзия:
В повторный визит удалось заглянуть в одну из дыр:
Выше - видимо, келья номер 3:
Она же, повторный визит:
В нескольких метрах:
Дальше подходим к келье номер 4:
И примыкающей к ней номер 5:
Потолок:
Номер 8 ?
Южная башня:
Здесь была центральная часть монастыря:
Ещё одно помещение:
Северо-западная башня:
И опять же, в другой раз я туда слазил:
Резервуар:
Башня, другие ракурсы:
Ещё келья:
И ещё:
Иродион и прочий вид на север:
Где-то там, на юге, находится пещера Харитона итп...
Рисунок из Picturesque Palestine, 1880:
(
wiki)
Бонус: в другой раз удалось взглянуть на монастырь с восточной стороны ущелья:
Фотографии: в
wikimedia commons.
ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Monastery of Chariton Survey and Excavations By Yizhar Hirschfeld
Отчёт ЖЖ-юзера
nehag-sus Отчёт ЖЖ-юзера
lyolik-il