Сезонная
речка Прат течёт с запада на восток по Иудейской пустыне и впадает в Иордан неподалёку от Мёртвого моря. Вдоль речки три значительных источника - Эйн Прат (по-арабски Айн Фара), Эйн Мабоа (Айн Фавар) и Эйн Кельт. Арабское название нижней части ущелья - Вади Кельт - прилепилось теперь ко всей речке и используется ПМСМ чаще, чем ивритское Нахаль Прат. В сегодняшнем отчёте - пара слов и много фотографий с прогулки под руководством
nehag_sus от Эйн Прат почти до Эйн Мабоа; и наоборот, относительно много букв о Фаранской лавре, что на заглавной картинке, но лишь с парой видов издали.
Занятно, что слово "монастерион" впервые встречается в первом веке, у еврея
Филона Александрийского. Разумеется, Филон имел в виду нечто отличное от привычного нам значения;
описывая секту
терапевтов, он между прочим отметил, что
"В каждом доме есть священное место, которое называется семнейон и монастерион, где они, уединившись, совершают таинства благочестивой жизни. Они не вносят туда ни хлеба, ни питья, ни чего-либо другого, необходимого для нужд тела, но лишь законы, прорицания пророков, гимны и другие книги, при помощи которых они приумножают и совершенствуют знание и благочестие."
Христианское же монашество зародилось в третьем веке в Египте. Есть мнение, что примером первым отшельникам-христианам мог послужить
культ Сераписа и мол возможно даже кое-кто из отцов основателей сам из "монахов Сераписа"; другие
категорически отрицают подобные инсинуации. Христианская традиция считает предшественниками монахов-отшельников Илью-пророка, который скрывался от гнева царя Ахава у потока Хараф (кстати,
по некоторым данным, как раз Вади Кельт), Иоанна Крестителя и лично Христа,
проведшего сорок дней в одиночестве в пустыне. Так или иначе, феномен быстро пересёк границы Египта и направился туда, где действовали означенные лица. Примерно в 308-м
Иларион из Тавафы основал первый в Палестине монастырь в окрестностях Газы. Двадцать лет и два года спустя усилиями
св. Харитона настал черёд Иудейской пустыни. Согласно
житию, Харитон был родом из
Иконии (теперь турецкая Конья); в правление
Аврелиана он был взят под стражу и подвергнут пыткам за отказ поклоняться языческим богам. Но затем
...император Аврелиан умер, будучи наказан гневом Божиим за пролитие христианской крови. Находясь в дороге между Византией и Ираклией, он был сначала устрашен с Небес великим громом, который предуказал скорую его смерть, а потом во время того же путешествия он был убит своими домашними и таким жалким образом окончил свою земную жизнь. По смерти его гонение на христиан прекратилось, и из изгнания, оков и темницы были освобождаемы узники Христовы...
С того времени святый Харитон, украшенный ранами Христов воин, отрекся от мира и от всего, что в мире; взяв крест свой, пошел он путем трудным и стал живым мертвецом - умершим для мира, но живым для Бога. Ибо, нося на себе язвы Господа Иисуса, он всецело Ему предался и распялся с Ним; а чтобы всегда иметь пред очами своими Его Божественные страдания, он пошел в Иерусалим, где Господь наш испустил на кресте Дух Свой. Когда он шел туда и был уже вблизи Иерусалима, то попался в руки разбойникам, кои, не найдя у него ничего ценного, схватили его, и увели в свою пещеру, чтобы там предать его лютой смерти. Впрочем, они не убили его, так как поспешно отправились искать путников, чтобы ограбить их; святого же Харитона оставили лежащего связанным в пещере.
Внезапно:
...в пещеру вполз змей и, найдя здесь сосуд с вином, стал пить из него; опившись, змей изблевал вино опять в сосуд вместе с своим ядом, и потом уполз. Воротились домой разбойники и, будучи томимы жаждою, все один за другим напились из того сосуда, и тотчас отравились тем ядом: ибо все упали на землю, и в страшных муках умерли. Так приняли они достойную казнь за грехи свои и ужасным образом закончили свою жизнь. Избавившись от смерти, святый Харитон освободился с помощью Божиею от уз и нашел в той пещере великое множество золота, которое разбойники собрали в течение многих лет разбоями своими. Богатство это, недобрыми средствами приобретенное разбойниками, святый Харитон истратил на пользу, ибо часть его роздал нищим, церквам и монастырям, а на остальное построил на том месте обитель,
по имени Фаре, и, обратив разбойничью пещеру в церковь, собрал здесь братию.
Позже Харитон снова ушёл в пустыню и основал ещё два монастыря - на иерихонской горе Искушения и в ущелье Нахаль Ткоа. Согласно житию, он не придавал особенного значения месту, где будет похоронен; но поскольку настоятели монастырей настоятельно просили выбрать, назвал Фаранскую лавру. В начале следующего века в лавре подвизалась другая ключевая фигура в истории палестинского монашества -
св. Евфимий; а также друг его Феоктист (основатель монастыря в Нахаль Ог):
Этот великий отец наш Евфимий, наставляемый Святым Духом, прибыл в Иерусалим на двадцать девятом году жизни {т.е. в 405-м году} и, поклонившись святому Кресту и святому Воскресению и прочим честным местам, и посетив богоносных отцов в пустыне, узнав добродетель и житие каждого и запечатлев в своей душе, пришел в лавру Фаранскую, лежащую в шести поприщах от святого града и, любя безмолвие, поселился в отшельнической келлии, вне лавры, не стяжав себе ничего от века сего. Однако он научился плести веревку для того, чтобы не быть никому в тягость, и чтобы иметь возможность уделять от своих трудов нуждающимся... Он имел некоего соседа, по имени Феоктиста, мужа богоносного... Прожив пять лет в Фаране, он, вместе с блаженным Феоктистом, удалился...
(
Житие Евфимия Великого)
Про дальнейшую судьбу монастыря читаем
у Баландина:
Монастырь Харитона в Фаре, основанный преподобным в 330 году, в VIII веке, судя по всему, еще существовал (имя этой лавры встречается в церковных летописях, и в посланиях того или другого епископа или аввы). В 1903 году заброшенное место Фаранской лавры было приобретено в собственность Русской Духовной Миссии иеросхимонахом Пантелеймоном, настоятелем Афонской Русской обители Воздвижения Честного Креста. Сегодня эта территория принадлежит Русской Православной Церкви (белой) и имеет наблюдающего иеромонаха.
По
последним данным разведки, с 1990-х и до сих пор там живёт русский монах, тоже по имени Харитон.
Св. Харитон на гравюре 16-го века:
(
Рафаэль Саделер, по рисунку
Мартина де Воса)
И на иконе 17-го:
(
wiki)
Монастырь в 1930-е:
Итак, поехали... сперва по извилистой дороге спускаемся из поселения
Алмон/Анатот к Нахаль Прат:
Вид с востока на Алмон, ущелье и монастырь св. Харитона:
На дне ущелья; немного выдвигаемся на запад, к Эйн Прат:
Какие-то посторонние скалолазы:
Здесь был акведук, изначально посторенный при Хасмонях для снабжения водой
дворцов ниже по ущелью. Девайс продолжал функционировать до византийского периода. В седьмом веке поверх оригинального жёлоба из каменных блоков уложили керамическую трубу. В 1919-м кто-то из семьи Хуссейни ещё раз обновил часть акведука ниже Эйн Мабоа, прибегнув на сей раз к бетону.
Кучер и почти все:
Нечто имеющее отношение к монастырю ?
Ещё монастырское ?
Монастырь там; подойти ближе, увы, не было времени:
Раскопки никогда не проводились, но в 1980-е археологи побродили вокруг и разглядели всякое: церковь, часовни, большой резервуар, предполагаемое хозяйственное строение, пещеру - вероятное место первой церкви, и 15 келий (6 на южной стороне вади и 9 на северной).
(JSP 13)
(Хиршфельд)
Источник
Эйн Прат:
Дальше на запад нельзя:
Разворачиваемся и идём обратно на восток:
Проходим насосную станцию, построенную британцами в 1927-м:
Привал:
Снова акведук:
На северном берегу что-то виднеется:
Идём дальше:
И опять акведук - то хасмонейский жёлоб, то уложенная поверх него омейядская труба:
На этот раз приваливаться не будем:
Маленький водопад:
И ещё раз акведук:
Местами в разобранном виде:
Здесь он пересекал ущелье:
Дальше:
Просто камень:
Дальше:
А горы всё выше, а горы всё круче...
Приток по имени
Нахаль Михмаш:
Финиш. По этой дороге можно было дойти до
пульсирующего источника
Эйн Мабоа, но времени опять не оказалось - надо было перегонять машины.
Кстати, возле Эйн Мабоа тоже есть остатки византийской лавры. В 1930-х Р. Гамильтон проводил возле источника спасательные раскопки перед строительством насосной станции и обнаружил церковь; после постройки станции от неё практически ничего не осталось. Также среди местных находок ещё одна церковь (возможно погребальная часовня), предполагаемое хозяйственное строение, башня и 14 келий. Хиршфельд предложил идентифицировать руины как "лавру источника", основанную неким Кириком; она вроде бы должна быть упомянута в житии Саввы, но что-то мне не удаётся её там найти...
(Хиршфельд)
Фотографии: в
picasa web albums.
ГугльМэп местности.
Ссылки:
JSP-13 - Corpus of Christian Sites in Samaria and Northern Judea
יזהר הירשפלד - המדבר של העיר הקדושה
Allaboutjerusalem.comП. Платонов - Дети Израиля на Святой Земле Отчёт ЖЖ-юзера
ryjenkaya Отчёт ЖЖ-юзера
ir-maverick Отчёт ЖЖ-юзера
arigolda Отчёт ЖЖ-юзера
lyolik-il Отчёт ЖЖ-юзера
hist-etnol Отчёт ЖЖ-юзера
lorien22