(После очередного апдейта - по следам поездки с
nehag_sus - пост про национальный парк Бейт-Шеан пришлось разможить делением; под сотню фотографий это уже, пожалуй, слишком. Материал, описывающий до-греческую историю, и фотографии с Тель Бейт Шеан остались
на старом месте, а поздняя античность и нижний город переехали сюда. Деление вышло очень неравномерное, но ничего лучше не придумал...)
В третьем веке до нашей эры, вероятно при Птолемее II, Бейт Шеан был основан заново под именем Скифополь или Ниса-Скифополь. Древние и современные историки предлагают нам следующие объяснения этому названию:
- (Плиний, Гай Юлий Солин) Мол, основал его Дионис, похоронил здесь свою кормилицу
Нису, и поручил каким-то скифам охранять её могилу. К слову, Диониса здесь наверняка уважали, это да; главным свидетельством служат многочисленные его изображения на городских монетах. Среди других уважаемых божеств были Зевс и
Тихе. Впрочем, я отвлёкся...
- (Иоанн Малала) Мол, где-то в этих краях скрывалась Ифигения Агамемновна. Местные попросили её организовать им храм Артемиды и для пущей святости принести в жертву некую девушку Нису. Потом враги послали за Ифигенией скифов. Последние её не нашли, а с пустыми руками возвращаться боялись, поэтому здесь и осели.
- (Евсевий) Мол, в память о скифском нашествии (то ли было, то ли нет - из источников только Геродот) в минус седьмом веке (когда города на Тель аль-Хосн по любому не было).
- Наш современник Ави-Йона предположил, что Птолемеи поселили здесь солдат скифского происхождения или принадлежавших к номинально скифскому подразделению (вот только мы не знаем, были ли в их армии такие части или сколько-нибудь значительное количество таких солдат).
- Отчаявшись найти какую-либо связь со скифами, ряд исследователей обратились к альтернативным гипотезам. Адриан Реланд (18 век) произвёл "Скифополь" от "
Суккот". Есть занятная догадка некоего Смита (конец 19 века), гласящая, что если Бейт Шеан (см. предыдущий пост) можно понять как "дом покоя", то он мог быть параллельно известен как "бейт шекет", а от "шекет" уже и до "скиф" недалеко. Аппельбаум предложил подшить к делу некую Сахуту, упомянутую в надписи с Тель Рехов.
В общем, как уже мог понять читатель, ничего убедительного.
Наиболее ранний контекст, в котором Скифополь встречается в письменных источниках, находим в Иудейских древностях Флавия (
12 4). Около минус 240-го года молодой человек по имени Иосиф, сын Товия, добивается права собирать налоги "со всей Келесирии, Финикии, Иудеи и Самарии" (пообещав царю вдвое больше, чем предложили конкуренты). Захватив с собой на всякий случай две тысячи солдат, он приступает к делу; когда в
Ашкелоне и Скифополе отказываются платить, Иосиф оперативно казнит зачинщиков и отсылает царю их имущество. Властям понравилось, и Иосиф продолжал работать налоговым управлением ещё два десятка лет. По Полибию (
Всеобщая история 5), в 218-м Скифополь без боя занимает Антиох III из конкурирующй с Птолемеями династии Селевкидов; но год спустя Птолемей IV
одержал победу под Рафиахом и отогнал противника обратно в Сирию. Похоже, что в 202-201 объект ещё пару раз переходил из рук в руки; так или иначе, в 200-м
выяснение отношений под Паниумом (
Баниасом) завершилось в пользу Антиоха. По всей видимости, в начале минус второго века Скифополь обрёл статус полиса. Дальше снова закрутилось; из 2-й книги Маккавеев (
12:29) узнаём, что главные герои собирались напасть на город, но местные евреи убедили их воздержаться (163 до н.э.):
Поднявшись оттуда, они устремились на город Скифов, отстоящий от Иерусалима на шестьсот стадий. Но как обитавшие там Иудеи свидетельствовали о благорасположении, какое имеют к ним Скифские жители, и о кротком обхождении с ними во времена бедствий, то, поблагодарив их и попросив и на будущее время быть благосклонными к роду их, они отправились в Иерусалим, потому что приближался праздник седмиц.
...А из первой (
12:40) - что здесь состоялась встреча регента Трифона с
Йонатаном (143 до н.э.); в итоге Трифон заманил Йонатана в ловушку и позже казнил, но всё это произошло уже в другом месте. Под хасмонейскую власть Скифополь попал при Иоанне Гиркане, в 107-м. Гиркан осадил
Самарию; очередной Антиох - уже девятый по счёту - выступил на помощь, но потерпел поражение и отбыл, вверив остатки армии двум своим военачальникам; позже один из них (за деньги, пишет Флавий) и сдал наш объект иудеям; нееврейское население вроде бы покинуло город.
Через полвека пришёл Помпей и положил конец "нашконтролю" над "греческими" городами, включив их в состав новой римской провинции Сирия. В 30-м году до нашей эры Август вновь передал некоторые из них Ироду, в том числе заиорданские Гадару и Гиппос; Скифополь, таким образом, оказался практически в окружении; и однако он не упоминается ни среди переданных городов, ни вообще в какой-либо связи с Иродом. Пытаясь найти бъяснение, Фукс обнаруживает у греческого автора 2-го века
Аристида информацию о том, что в окрестностях города произрастал
афарсемон; мол, возможно Август захотел сохранить за собой такой ценный ресурс. При римлянах город спустился на равнину к югу от холма, а последний опустел - на вершине остался только храм (впрочем, в византийский период наверху снова появился жилой квартал). Объект продолжает отмечаться у Флавия, в частности как крупнейший город
Декаполиса (хотя трудно поверить, что он был больше например Дамаска). А в связи с великим восстанием Флавий рассказывает нам такую историю:
Кровавая резня в
Кесарее привела в ярость всю иудейскую нацию. Отдельными отрядами иудеи опустошили сирийские деревни и близлежащие к границе города... но при своем нападении на Скифополь они столкнулись лицом к лицу с иудейским же населением этого города. Последнее из чувства самосохранения, подавив в себе чувство родства, перешло на сторону скифопольцев и выступило против своих же соотечественников {в "Жизни" того же автора тон несколько другой - мол, евреев заставили участвовать в обороне}. Их усердие было, однако, слишком велико, чтобы не возбуждать подозрения. Скифопольцы действительно опасались, что они, пожелав загладить свою вину пред своими единоплеменниками, нападут на город ночью; ввиду этого они предложили иудеям, если они хотят подтвердить свой союз с инородцами и представить доказательство своей верности, то пусть они вместе с их семьями уйдут в загородную рощу. Иудеи, не подозревая никакой опасности, повиновались этому требованию. Чтобы убаюкать их в их беспечности, скифопольцы два дня оставались в покое; но в третью ночь, улучив удобный момент, они напали на них в то время, когда они, ничего не подозревая, спали спокойным сном, и убили свыше тринадцати тысяч человек; вслед за этим они разграбили все их имущество.
(
Иудейская война 2 18)
С прибытием Веспасиана Скифополь служил местом отдыха сперва
15-го, потом
10-го легиона в перерывах между осадами. Похоже, что в какой-то момент между Великим восстанием и восстанием Бар Кохбы город вошёл в состав провинции Иудея (Фукс отмечает, что в 120-е/130-е в окрестностях размещались подразделения
6-го легиона, "отвечавшего" за эту провинцию); но с уверенностью можно сказать лишь, что в начале 4-го века объект относился к провинции Сирия-Палестина (новое название той же Иудеи после Бар Кохбы). Из талмудических источников мы можем заключить, что к концу 2-го века в городе вновь появилась еврейская община; возможно, здесь тоже "провинился" Бар Кохба - подавление восстания вызвало бегство евреев в Галилею.
Фукс на основании косвенных свидетельств попытался изобразить территорию, подконтрольную Скифополю в римский период; и вот что у него получилось:
По сравнению с другими городами, территория небольшая; но благодаря тёплому климату (по мне, так слишком тёплому) и обилию воды урожаи пшеницы были внушительными; выращивали также финики и, как уже было сказано выше, в одном источнике заявлен афарсемон. Другими известными нам отраслями местной экономики были производство вина и оливкового масла. Но особенно Скифополь был известен благодаря льняным тканям. Так, в 301-м император Диоклетиан издал указ, устанавливавший максимальные цены на различные товары; авторы указа особо выделяют пять центров производства льняной одежды и устанавливают для каждого свои цены; и наш объект самый дорогой.
На рубеже 3-го/4-го веков мы впервые слышим о местных христианах; один из них,
Прокопий, "чтец, толкователь и изгоняющий духов", был казнён в 303-м после отказа принести жертву римским богам. В 313-м антихристианские эдикты были отменены; и не позднее 323-го Скифополь обзаводится собственным епископом (Патрофилом, приверженцем
Ария). В 324-м Константин установил контроль над восточной частью империи, со всем отсюда вытекающим. В целом наступивший византийский период был благополучным; но как увидим ниже, бывало всякое. Площадь Скифополя достигла сотни гектаров, и всё это было обнесено стеной. Население составляло 30-40 тысяч. Помимо речки Харод, вода поступала в город посредством минимум двух акведуков - из
Эйн Тибун (13.5 км к северо-западу) и из
Эйн Муда (5 км к юго-востоку). В церквях, естественно, недостатка не было; одну, необычной круглой формы, построили на вершине холма.
В краткий правления Юлиана в Скифополе случились анти-христианские волнения, а в 363-м город был частично разрушен
землетрясением. На рубеже 4-5 веков объект стал столицей новой провинции
Палестина Секунда. В шестом веке здесь родился известнейший агиограф византийской Палестины Кирилл Скифопольский, оставивший нам жития
св. Евфимия,
св. Саввы и других. И в житии св. Саввы есть такой эпизод, касающийся Скифополя - мол, во время
самаритянского восстания 529-го года местные христиане схватили и сожгли некоего влиятельного самаритянина Сильвана; между тем, сын последнего Арсений находился при дворе и имел некоторое влияние на императора и императрицу. Словом, могло аукнуться. Были у палестинских христиан и другие просьбы, как то освобождение пострадавших провинций от податей. В общем, Савва отправился в Константинополь утрясать, и согласно житию (
глава 71)
Богохранимый император, принявши от божественного старца прошения палестинских церквей, обратил гнев свой на самарян. Он издал предписание или закон, чтобы синагоги самарян разрушить, удалить их от должностей государственных, лишить их права наследства и права сообщать оное друг другу в виде дара. Притом император предписал лишать их жизни, и особенно их начальников и мятежников. Тогда и Арсений скрылся на время: ибо император приказал умертвить и его. После он пришел к блаженному Савве, который еще жил в царственном граде, и как он сам, так и находящиеся при нем самаряне окрещены Саввою.
О событиях седьмого и последующих веков я уже когда-то
писал, так что перейдём теперь к визуальной информации. Вот план позднеантичного Скифополя
от Университета Пенсильвании, позволяющий оценить размер города; большая часть нижесфотографированного находится в центральном квадратике.
А вот реконструкция центра города в римский период, вид с юга:
Теперь по отдельным фичам. Театр, раскопан в 1961-63. По мнению одного из копателей (Аппельбаума) построен при Северах, в третьем веке; он же оценил вместимость сперва в 4500-5000, а потом почему-то увеличил до 8000. Фукс предполагает порядка 6000. Аппельбаум также считал, что театр дважды приходил в непригодное состояние и восстанавливался, а в начале седьмого века захирел в третий раз, теперь уже навсегда.
(
Alla Garbar подсказывает, что "artist" - это она, в процессе восстановления театра в 1992-4)
Интересная фича театра - двойные радиальные коридоры:
Один коридор из каждой пары, естественно, ведёт к сцене; а вот другой заканчивается узким и низким проходом, ведущим в маленькое круглое помещение. Назначение этих каморок до сих пор не установлено. В других римских театрах таких нет. Все гипотезы (от киосков до резонирующих камер) разбиваются о скромные размеры комнаток, неудобные проходы, соединяющие их с "главными" коридорами, и отсутствие признаков сообщения со сценой (хотя в последнем теперь трудно быть уверенным).
Храмовый квартал к северу от театра:
Рядом - роскошный общественный туалет, с мраморными унитазами и проточной водой:
Бани:
Возможно, личная купальня какого-нибудь епископа:
При банях тоже был туалет, поскромнее:
Центральная улица юг-север, в путеводителях именуемая Палладиус...
... из-за этой мозаики: "In the time of Palladius son of Porphyrius, the most magnificent governor, the work of the
stoa together with the mosaic pavement" (пишут, что четвёртый век):
По сторонам улицы располагались торговые точки итп:
А чтоб втиснуть больше точек, с западной стороны улицы устроили полукруглую площадь (ака Сигма):
Главная фича площади - мозаика с изображением богини Тихе, отвечавшей за удачу; в руке рог изобилия:
Ещё мозаики:
Храм; если не ошибаюсь, считается, что он был посвящён Дионису.
Перед ступенями - постамент с греческой надписью, что-то вроде "С лучшими пожеланиями Императору Цезарю Марку Аврелию Антонину Августу, господину жителей Нисы, она же Скифополь, одного из городов Келесирии..."; вероятно, здесь стоял бюст императора.
Поперечная улица; её принято называть Сильванус,
поскольку в начале шестого века здесь построили базилику некие Сильван и Саллюстрий, юристы (схоласты), сыновья юриста Арсения. Сын Сильвана, тоже Арсений, занимался в 520-е ремонтом городской стены. Вполне вероятно, что речь идёт о том самом недобром самаритянине Сильване, которого согласно житию Саввы линчевали в 529-м местные христиане.
Нимфеон четвёртого века:
Внушительный пьедестал "городского мемориала":
Форум:
Теперь попробуем обойти холм с востока...
Что это за конструкция ?
Здесь есть интересная восьмигранная штуковина:
Выходим к
мосту через речку Харод (номер 17 на плане); мост длиной 37 метров пересекает реку по диагонали, возможно чтобы оставалась прямой улица, ведущая из центра города к северо восточным (дамасским) воротам:
Немного реки:
Мост на виде с холма:
Если же обойти с запада, можно выйти к "кейсарийским воротам":
Порог:
"Калитка" для пешеходов ?
Башня ?
Стража, кажется, любила коротать время за
игрой в манкалу:
Дальше был ещё один мост через Нахаль Харод. Мост там и теперь есть, но турецкий:
Рядом видим мельницу; по Петерсену, она называлась Тахун аль-Туфах:
Ещё одна мельница находится ниже по течению (восточнее); её тот же автор называет Тахун аль-Арджа:
На другом берегу виднеется "домик", скрывающий руины
монастыря Кирие Мария (номер 11 на плане). Монастырь был раскопан в 1930-м командой из Пенсильванского университета под руководством Фицджеральда, и ещё при мандате для защиты найденного построили этот самый домик. Внутри
есть мозаика, но говорят, что сейчас она засыпана.
В заключение - каменюки россыпью:
И приспособление для их транспортировки:
Бонус - мозаика 5-6 веков из Бейт Шеана, выставленная в аэропорту имени Бен-Гуриона. Греческая надпись гласит "Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем" (
Дварим 28:6).
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.