В 1921-33 археологи из Университета Пенсильвании проводили масштабные раскопки на холме Тель аль-Хосн (или Хусн) возле городка Бисан. В дальнейшем там же копали Ядин (1983) и А. Мазар (1989-96). У подножия холма копали в 1960-е Аппельбаум и Негев, в 1980-е Мазор и другие. В результате деятельности перечисленных и неперечисленных лиц сейчас мы имеем национальный парк с кое-какими следами библейского
Бейт Шеана и гораздо более внушительными руинами греко-римско-византийского Скифополя.
Тель аль-Хосн относительно невелик (4 гектара), но довольно высок (метров 80, если мне память не изменяет; если же сравнивать с уровнем моря, то минус 113). Прямо к северу от холма протекает речка Харод (Джалут). Человеческая деятельность представлена верхними восемью метрами холма, разделёнными на двадцать один культурный слой, начиная с керамики пятого тысячелетия до нашей эры. В раннюю бронзу (3500-2000) здесь существовало значительное поселение; дальше следует перерыв примерно до минус 1750-го. Наиболее масштабные находки на холме относятся к 15-12 векам до нашей эры, когда город служил египетским административным центром (слои 9-6) - резиденция наместника, храмы, жилища гарнизона, базальтовые стелы с надписями периода правления Сети I и Рамзеса II, статуя Рамзеса III, сосуды и тому подобное. На кладбище к северу от Тель аль-Хосн накопали египетские "человекообразные" гробы. При этом размер поселения был небольшим, порядка 1.2 гектара в южной части холма; похоже, что местные не спешили подселяться к египтянам. Укреплений не видно, а зря - за время египетского правления городок дважды разрушали. Ближе к концу 12-го века случился третий раз (предполагается, что отличились "народы моря") и гости с слонечного юга решили, что с них хватит.
В тот же период и благодаря тем же египтянам город впервые упоминается письменно - на стелле Тутмоса III в Карнаке, в амарнских письмах итд. Потом эстафета переходит к ТАНАХу:
И был (надел) Менашше до Иссахара и Ашейра: Бэйт-Шеан с окрестными городами его, Ивлеам с окрестными городами его, и жители Дора и окрестных городов его, и жители Эйн-Дора и окрестных городов его, и жители Танаха и окрестных городов его, и жители Мегиддо и окрестных городов его - три эти области. Но не могли сыны Менашше выгнать жителей городов этих, и захотели кенаанеи остаться в земле этой. Когда же сыны Исраэйля вошли в силу, сделали они кенаанеев данниками, но изгнать не изгнали их.
(
Иегошуа 17:11)
Происхождение топонима "Бейт Шеан" неясно; некоторые возводят его к имени гипотетического местного божества, другие предпочитают "дом покоя" (к этому варианту мы ещё вернёмся при обсужении позденантичной реинкарнации города). Возможно, какое-то время здесь заправляли филистимляне, хотя с археологическими подтверждениями пока плохо:
И было, на следующий день пришли Пелиштимляне обирать убитых и нашли Шаула и трех сыновей его, павших на горе Гилбоа. И отсекли ему голову, и сняли с него оружие его, и послали по всей земле Пелиштимской, чтобы возвестить об этом в капищах идолов своих и в народе. И положили оружие его в капище Ашторт, а тело его прибили к стене (городской) Бэйт-Шана. И услышали жители Явэйш-Гилада о том, что сделали Пелиштимляне с Шаулом, И поднялись все отважные, и шли всю ночь, и взяли тело Шаула и тела сыновей его со стены Бэйт-Шана, и пришли в Явэйш, и сожгли их там.
(
Шмуэль 1 31:8)
Позже Бейт Шеан упоминается как входящий в царство Соломона (книга царств 1 4:12). К этому периоду археологи относят монументальное здание (возможно цитадель) в юго-восточной части холма. Израильский слой 5 заканчивается очередными следами разрушения; возможно, виноват фараон Шешонк (прим. 925 до н.э.), тем более что есть его "чистосердечное признание" в Карнаке. Та же судьба постигает слой 4 (к нему относится здание на западном краю холма), и на этот раз принято обвинять ассирийца Тиглатпаласара III (733-2). Дальше незначительные следы поселения, которое, как видно, "не взлетело", и тишина (продолжение
следует)...
Тель примерно примерно с востока:
Наверху:
Дворец египетского наместника:
Здесь была израильская крепость железного века:
Римский храм:
В средние века вершина холма была обнесена стеной 1.2-метровой толщины (скорее всего работа крестоносцев). На следующих фотографиях - ворота и примыкающее строение:
Ворота снаружи:
И дерево, которое снималось в
кино:
Тель аль-Хосн в 1937-м, коллекция Мэтсона:
1945:
(
wiki)
И ещё одно старое фото,
отсюда:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Holy Land - An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor
Mazar, Amihai - Tel Beth-Shean: History and Archaeologyגדעון פוקס - יוון בארץ ישראל - בית שאן (סקיתופוליס) בתקופה ההלניסטית והרומית
A gazetteer of buildings in Muslim Palestine - Andrew PetersenTravels in Syria and the Holy Land By John Lewis BurckhardtTravels in Egypt and Nubia, Syria, and the Holy Land by Charles Leonard Irby, James Mangles (1845)The survey of western Palestine (1881)Rehov.orgJewishvirtuallibrary.org Отчёт ЖЖ-юзера
losew Отчёт ЖЖ-юзера
nyurka Отчёт ЖЖ-юзера
father-ingwar Отчёт ЖЖ-юзера
rostismi Отчёт ЖЖ-юзера
lyolik-il