(По следам поездки с
nehag_sus)
Километрах в трёх к востоку от
недавно фотоотчитанной Хурват Мидрас на холме высотой 406 метров над уровнем моря расположилась
ещё одна еврейская деревня периода Второго Храма. Многие годы туда неведывались охотники за древностями; наконец в 1999-2001 археологи Боаз Зису и Амир Ганор тоже решили попробовать, а потом повторили в 2007-8. Пишут, что селение возникло в персидский период (четвёртый век до н.э.), чему свидетельством монеты и керамика. Самые ранние из найденных зданий были отнесены исследователями к греческому периоду, большая же часть построек - к римскому. Помимо зданий имеем четыре миквы, резервуары и ведущие к ним водостоки, погребальные пещеры и винные прессы. Под многими домами обнаружились подвалы, и некоторые из последних даже не успели обчистить "чёрные археологи", так что "белым" достались монеты, керамика, светильники итп. Площадь селения в римский период составляла порядка 10 дунамов. Кормились жители, видимо, в основном виноградарством и виноделием, но не гнушалось также производством оливкового масла (археологам попались элементы маслобойни, вторично использованные в каком-то другом качестве), выращиванием инжира (остраконы с буквой "далет" и цифрами предположительно документируют производство сушёного инжира -דבלת תאנה), голубеводством (пещера-колумбарий где-то в северной части) и ткачеством (грузила для ткацкого станка). Вывод о еврейском населении сделан на основании географии, наличия микв, особенностей погребений (например, в разграбленной погребальной пещере остались обломки оссуариев), обнаружения большого количества каменных сосудов (в отличие от керамических, на них не распространялось понятие ритуальной нечистоты) и напротив - отсутствия ручек от амфор с вином (не пили, стало быть, привозное).
Селение, видимо, пострадало в ходе Великого Восстания. Западная его часть так и осталась заброшенной, но восточная спустя короткое время была заселена снова. Большая часть жилых домов теперь составляла прямоугольник размером примерно 50 на 35 метров. К северо-восточной стороне прямоугольника примыкало общественное здание, возможно синагога. Вместо прежних небольших подземных помещений подготовили более серьёзные убежища; так, в одном случае подземными ходами соединили три семейных подвала и два водных резервуара; один из резервуаров при этом закрыли сверху, превратив в комнату; а из второго в случае чего можно было брать воду, не поднимаясь на поверхность. В ходе Восстания Бар Кохбы селение было разрушено ещё раз. С начала третьего по рубеж четвёртого-пятого веков здесь существовала маленькая нееврейская деревенька; возможно, первыми её жителями были римские ветераны. Часть жилых домов восстановили; общественное здание поделили на несколько частей и приспособили под жильё; подземные убежища засыпали или закупорили. К указанному периоду также относятся некоторые винные прессы и погребальная пещера. На этом всё.
Судя по
одному из найденных остраконов, место звалось "עתרי" - не то Этри, не то Итри, или ещё как-нибудь в этом духе (хм, а почему считается, что на черепке написано именно название селения ?). Посему, руины теперь называются Хурват Этри (или Итри); их арабское название - Хирбет эль-Хих. Исследователи полагают, что объект упоминается у Флавия как разрушенный одним из военачальников Веспасиана примерно в 69-м: "Цереалий, во главе отделения всадников и пехоты, опустошал так называемую Верхнюю Идумею, сжег едва заслуживавшую названия городка Кафефру {Кфар Этру}, на которую напал врасплох..." (
Иудейская война 4:9:9).
План. Север вверху-слева. Оранжевым обозначены подземелья.
По пути к:
Пришли; западная окраина селения:
Заходим:
Дальше:
И ещё чуть дальше:
Так это было:
Общественное здание (номер 7 на схеме). Исследователи не обнаружили признаки, указывающие на синагогу (ниша для хранения Торы, каменные скамьи вдоль стен, семисвечники итп), но всё равно полагают вероятным, что это таки она. Мол, рядом есть миква; среди находок всякие украшения (каменные солнечные часы, капитель, фрагмент круглой колонны, карниз с резьбой); ориентация (входящий оказывался лицом на северо-восток, к Иерусалиму); есть некоторое сходство планировки с синагогами юга Иудеи (правда, более поздними), например в
Сусии и
Эштемоа; да и вообще - чтоб еврей без синагоги,
а лучше двух ?
Линия реконструкции:
Тут играли в прятки от римлян:
В соседнем жилом доме (номер 13) находится другой вход в то же подземелье:
Миква около общественного здания (номер 6). Внутри обнаружили останки минимум двенадцати человек, один из которых был обезглавлен. Предположительно они были убиты римлянами, а по истечении некоторого времени тела были брошены в старую микву, вместе с пеплом и прочими свидетельствами разрушения селения.
Ещё миква ?
Жилые дома, россыпью. Жилища были без сложены из грубо обработанных камней, без каких-либо украшений. За одним исключением, даже стены не штукатурили. Пол земляной.
Каменюка; кто (и зачем) в ней наделал столько дыр ?
Восточная сторона селения:
Винодавильня (номер 10):
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
בועז זיסו ואמיר גנור - חורבת עתרי - כפר יהודי מתקופת הבית השני בשפלת יהודהHorvat 'Ethri - A Jewish Village from the Second Temple Period and the Bar Kokhba Revolt in the Judean Foothills By B Zissu & A GanorBurial System III at Horvat 'Ethri - Late Roman Funerary Iconography By B Zissu et alVillage Razed, Rebel Beheaded; How Hadrian Suppressed the Second Jewish Revolt at Horvat ‘Ethri By Boaz ZissuHadashot-esi.org.ilThe Ancient Synagogue from Its Origins to 200 C.E.: A Source Book edited by Anders Runesson, Donald D. Binder, Birger OlssonBalandin.net Отчёт ЖЖ-юзера
aviezer Отчёт ЖЖ-юзера
m-k Отчёт ЖЖ-юзера
losew Отчёт ЖЖ-юзера
lorien22