Когда и как появились на свет самаритянские синагоги (равно как и иудейские) - пока неясно. Старейший признак существования оных - надпись, найденная на эгейском острове
Делос в 1979-80; надпись, датированная 250-175 гг до нашей эры, упоминает "израильтян, приносящих подношения святой
горе Гризим" и "дом молитв". Из более поздних источников и археологических находок делается вывод о наличии самаритянских синагог в Риме, Сиракузах, Тарсусе и Салониках. О самаритянских синагогах в античной Палестине до середины двадцатого века было известно только из литературы - самаритянских и христианских летописей плюс византийских законов; в частности средневековая самаритянская рукопись говорит о закрытии синагог при императоре Коммоде (2 век). Первый объект был обнаружен летом 1948 в Шаалвим, к югу от нынешнего Модиина; за ним последовали другие, об одном из которых и идёт речь в данном посте.
Синагога в Эль-Хирбе была раскопана в декабре 1990. По всей видимости, в римский период здесь было поместье, принадлежавшее какому-то богатому землевладельцу; последний в частности построил тут мавзолей. Синагога была посторена в четвёртом веке, перестала использоваться к концу века (вероятно, в связи с
преследованиями при Зеноне и Юстиниане), была восстановлена в седьмом веке и снова заброшена в начале исламского периода. Фасад здания ориентирован примерно на восток, в направлении горы Гризим, и тем выдаёт его принадлежность. Внутренние размеры главного зала - 12 на 8.3 м; плюс другое помещение к северу от зала и дворики к югу и востоку. Вдоль всех стен зала два ряда каменных скамей; скамьи с южной стороны были впоследствии убраны, видимо в ходе работ по укреплению свода. Зал был украшен мозаикой размером 9 на 5 метров, сохранившейся только частично. Элементы мозаики экспонируются сейчас в
музее доброго самаритянина.
Синагога:
Северная часть:
И южная:
Реконструкция:
Мозаики в музее. Надпись слева: "единый Бог помогает Синтацию, {сыну} Мареса" (?); надпись у верхнего края мозаики: "да будет возвышена великая душа Алафиона"; надпись справа от меноры: "да будет возвышен Алексас, ... этого места".
"Единый Бог помогает Ат{емиусу}":
"Единый Бог помогет Софрониусу, {сыну} Фронтиуса":
Римский мавзолей к югу от синагоги:
Дверь погребальной камеры:
Жилые/промышленные строения к северу от синагоги, вид с юга:
С востока:
И с запада. Хорошо видны остатки элементы маслодавильни:
Ещё маслодавильный агрегат:
Миква в северной части руин:
Ещё одна миква и колодец ?
И кусок колонны впридачу:
Всякое разное:
Деревня
Дир Шараф:
Фотографии:
1) в
picasa web albums2) в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
Samaritan Synagogues and Jewish Synagogues Similarities and Differences By Reinhard PummerHow to Tell a Samaritan Synagogue from a Jewish Synagogue By Reinhard PummerAncient Synagogue Seating Capacities: Methodology, Analysis and Limits By Chad S. Spigel