Мы едем, едем, едем в далёкие края...

Aug 11, 2014 18:08




Утром 16 октября израильские агрессоры ступили на африканскую землю. Теперь требовалось наладить переправу для неплавающей техники. В то время как египтяне соорудили 12 мостов (и всё это за 8 с чем-то часов), АОИ ограничилась скромными тремя - "понтонным" (гешер доврот), " роликовым" (гешер глилим) и "экономным" (гешер цена), все на участке к северу от Большого Горького Озера. Сроки наведения мостов тоже оказались не в нашу пользу. Первый из вышеперечисленных - из понтонов Uniflote - был закончен только к вечеру 17 октября; "роликовый" ночью 18/19; и "гешер цена" - импровизация на базе "лишних" понтонов Юнифлот, вроде с какими-то усовершенствованиями, призванными улучшить мобильность - 20 октября. В середине декабря, уже после прекращения огня, вступил в строй четвёртый, " сухопутный" (гешер ябашти). Помимо худшей мобильности израильского мостового парка (особенно монструозного "гешер глилим"), были и другие факторы, вызвавшие задержку:

IDF had no experience negotiating a water obstacle; contrary to all the planning, the operation did not commence at the waterline itself but rather kilometers from there, and penetrating the Egyptian deployment and clearing the crossing zone became the main effort; all of the movement to the bridgehead took place on the first night along a single route, which created a massive traffic jam; and the units that had practiced transporting the bridging to the waterline were fighting elsewhere, so the ones that ultimately carried out the job ran into trouble because they were inexperienced.
(Haaretz)

Система Uniflote была разработана в 1956 и представляла собой набор кубиков длиной 17 футов 4 дюйма, шириной 8 футов и высотой 4 фута (существовал увеличенный вариант высотой 6 футов, а также уменьшенный неуказанного размера). К ним прилагались рампы длиной 12 или 18 футов для "стыковки" с берегом и "треугольники" длиной 6 футов. Из этих элементов можно было собирать "плоты" различного размера и использовать последние как паромы или элементы моста.

Пишут, что понтоны были заказаны у английской компании "Thomas Storey" и начили прибывать уже в октябре 1967-го; что понтоны скрепляли по девять штук, получая "плоты" длиной 18 метров и массой 60 тонн; что они использовались в ходе нескольких "операций возмездия" включая Караме; что впоследствии плоты оснастили 80-сильными моторами и уже в таком виде применили в 1970 в войне на истощение. Согласно "Истории Службы Вооружений", летом 1972 было принято решение о создании мостовых батальонов для двух мостов Юнифлот. Видимо, это упомянутые далее в тексте 605-й (частично регулярный) и 630-й (резервный). В качестве транспорта приняли на вооружение специальные колёсные тележки, буксируемые танками.

В начале ВСД понтоны хранились в окрестностях Балузы, на севере Синая. Утром 17-го октября, между 6:30 и 10:00, "плоты" были доставлены по дороге Акавиш к опорному пункту Мацмед. Работы по наведению моста начались в 11:30. Египтяне, естественно, обстреливали район переправы; один из плотов получил прямое попадание. К 16:30 мост был готов, но только к 18:30 подошли танки. Примерно в 23:00 мост "порвался", дыру заделали при помощи танкового моста. Впоследствии переправа получила прозвище "гешер Ходеда" - в память о военном инженере майоре Иегуде Ходеде, погибшем при артобстреле в последний день войны.

На фотографии танк M60A1, видимо из 264-го батальона, буксирует "плот". По бокам видны винты и "будки", в которых, очевидно, прячутся моторы и места для "мотористов". Дальше ещё много картинок понтонов на суше и в воде. К сожалению, я не знаю, как отличить элементы "гешер доврот" от таковых "гешер цена" (он же "гешер Барух", в память о подполковнике Барухе Делионе, инженере дивизии Шарона). Могли закрасться фотографии с учений. Постараюсь когда-нибудь разобраться...

"Плот" едет на фронт, 15 октября; что за штуковина слева, безбашенный Шерман ?




Хорошо видны элементы-рампы (слева) и элементы-треугольники (справа):







Крупный план треугольного элемента:




M48 за работой:













M60A1:




И Центурион ( Шот Каль):







Не то уже приехал, не то ещё не выехал:




Спуск на воду:




Сцепка из нескольких "плотов" используется в качестве парома:







Мост почти готов:




Теперь, наверно, совсем готов:









(ЦАХАЛ бе-хейло via)



(Исраэль Сан)



(Исраэль Сан)

Осталась лишняя деталь:



(Илан Рон, Национальная Фотоколлекция)



(Национальная Фотоколлекция)

Танки пошли:







И противотанкисты:




Вид сверху:




"Заплата" в виде танкового моста:









(Исраэль Сан)



(Исраэль Сан)










С трофейным ЗРК С-125 ака SA-3:




Очевидно, после прекращения огня.










Не то "рубки" были на каком-то этапе демонтированы, не то это "гешер цена":










Три моста в одном кадре. Ближайший - "понтонный", за ним "роликовый", на горизонте "сухопутный":




Ещё фото мостов через канал:




"Сухопутный" мост в процессе строительства; проём в насыпи закрыт уже хорошо знакомым нам "Юнифлотом".




Учения ?




Тоже учения ? Или операция возмездия ?




Учения, 1981:



(Яаков Саар, Национальная фотоколлекция)

И ещё учения на Иордане, в 2008. Неужто жив, курилка ?




Где-то, когда-то:




Бонус - паром Шахаф-20, собранный (полагаю) из тех же кубиков, в 1971-м; на борту - два танка Тиран-4:



(wiki)

Источники:
אני נשבע לך: שיחות אישיות עם לוחמים על מלחמת יום הכיפורים - אביגדור קהלני
https://www.youtube.com/watch?v=F2M_-rFQqno

великобритания, инженерная техника, израиль

Previous post Next post
Up