В
недавнем посте о Каср аль-Джухейния говорилось, что
Альбрехт Альт предлагал в своё время идентифицировать объект с библейским городом Тамар, чему мы и обязаны современным названием Джухейнии - Мецад Тамар. Более популярный ныне кандидат в Тамары - Мецад Хацева - находится километров на 20 южнее, возле источника Эйн Хацева (гебраизация арабского Айн аль-Хусб / Хусуб). Альт предложил назначить это место Эйсейбой, упомянутой в налоговом документе 6-го века (т.н. Беершевский Эдикт) - на основании некоторого сходства между названиями Эйсейба и Хусб. Но в 60-е
Йоханан Аарони решил, что Мецад Хацева как раз и есть Тамар...
Итак, что мы знаем про искомый город ? Во-первых, что ещё во времена патриархов разборки местных царей затронули некий Хацецон-Тамар:
На четырнадцатом году пришел Кыдорлаомэр и цари, которые с ним, и поразили Рыфаимов в Аштырот-Карнаиме, и Зузимов в Аме, и Эймимов в Шавэй-Кирьятаиме, И Хорийца в горе их Сэире, до Эйл-Парана, что при пустыне. И возвратились они, и пришли в Эйн-Мишпат, он же Кадэйш, и поразили всю страну Амалэйка а также Эморийца, жившего в Хацыцон-Тамаре. (
Берешит 14:5-7)
Аарони обращает внимание на обилие в цитате двойных топонимов и предполагает, что первый в каждой паре - древний, а второй - поясняющий его более поздний, хорошо известный автору библейского текста и его современникам. Мол, автор хочет сказать, что Хацецон - это современный ему Тамар, Аштерот = Карнаим итд.
Во-вторых,
Ехезкель 47:19 прочерчивает южную границу Земли Израиля следующим образом: И край южный - к югу от Тамара до вод Меривот Кадэйша, к потоку, (вливающемуся) в Великое море; и (это) край Нэгэва, южный.
В третьих, согласно
Мелахим 1 9:18, Соломон отстроил ... Тамар в пустыне, в стране; правда, тут есть загвоздка - в параллельном отрывке из
паралипоменона 2 8:4 речь идёт о Тадморе (ака
Пальмира). Вполне возможно, что некий переписчик переправил Тамар на более известный Тадмор; если же напротив, Тадмор превратился в Тамар, по крайней мере мы можем сделать вывод, что переписчик знал о некоем Тамаре и считал его вполне достойным результатом строительных работ Соломона.
Сюда же иной раз подшивают Бааль-Тамар из книги судей
20:33 (хотя судя по тексту действие там происходит намного севернее) и "город пальм" (Ир а-Тмарим) из судей 1:16: И сыны Кэйни, тестя Моше, поднялись из Города Пальм с сынами Йеудиными в пустыню Йеудейскую, которая на юге от Арада, и пошли, и поселились среди народа.
Далее следуют римские и византийские источники. Пейтингеровы таблицы дают нам 100 км от Thamaro до Аммана и 78 км до пересечения с дорогой Иерусалим-
Халуца. По подсчётам Аарони, эти расстояния идеально соответствуют оазису Айн аль-Хусб. Автор также считает, что его точка зрения лучше согласуется с картой из Медвы и Ономастиконом. И ещё - Айн аль-Хусб представляется важным перекрёстком, где сходились дороги в Иудею, к Красному Морю, в центральный Негев и в Идумею, что хорошо сочетается с частым упоминанием в римских документах; тогда как по Альту получалось, что лежащая на второстепенной дороге Тамара/Джухейния попадала в документы чаще, чем стратегическая Эйсейба/Хусб.
"Вершки" Мецад Хацева - квадратный римский форт со стороной 46 метров, построенный в третьем веке; к концу века добавили угловые башни размером 8 на 7.5 метров. В четвёртом веке форт был разрушен (землетрясение 344 года ?), восстановлен и снова разрушен (землетрясение 363 года ?). К востоку от форта - баня (3-4 века) и большое строение, возможно служившее постоялым двором.
В отличие от Мецад Тамар, есть у объекта и весьма значительные "корешки". Под римским фортом и набатейским строением находится большая крепость железного века. Археологи различают слои, относящиеся к 7-6 векам до н.э., 9-8 векам до н.э. и 10 веку до н.э.. Последний, правда, не слишком информативен; зато слой 9-8 веков являет нам квадратную крепость со стороной целых 100 метров. Стена казематная, т.е. двойная с комнатами-"казематами" внутри. Толщина внешней стены колеблется от полутора до трёх метров, внутренней - от полутора до двух, между казематами - 0.9 м; сами казематы длиной от 8 до 10.7 м, шириной 2.1 м. Вход в восточной части северной стены; ворота "четырёхкамерные" а-ля
Тель Беер Шева. Дополнительная стена отгораживает северо-восточный угол крепости (50 на 50 м) от всего остального; вполне вероятно, что это просто ранняя стена, которую вскоре "отодвинули" в два раза дальше, но окончательно археологи пока не разобрались. Объект, как уже говорилось выше, контролировал важный перекрёсток на южной границе Иудеи. Возведение вышеупомянутой крепости иные приписывают царю
Амации, воевавшему в этих краях с
идумеями. Возможно, она была разрушена в ходе событий, описанных в
Мелахим 2 16:5:
Тогда Рецин, царь Арамейский, и Пэках, сын Ремалйау, царь Исраэйльский, поднялись против Йерушалаима, чтобы завоевать его: и осадили они Ахаза, но одолеть не могли. В то время Рецин, царь Арамейский, возвратил Араму Эйлат и изгнал Йеудеев из Эйлота; и пришли Эдомеяне в Эйлат, и жили там, (как это и) по сей день.
Крепость 7-6 веков значительно меньше и соседствует с идумейским храмом. Возможно, в этот период она находилась под контролем идумеев.
Раскапывал Мецад Хацева Рудольф Коэн в 1972, 1983, 1987-1992 и он же с Игалем Исраэлем в 1992-1995. В последние годы объектом
занимается американская организация под названием
Blossoming Rose совместно с Управлением Древностей.
План:
(
Antiquities.org.il)
Северо - восточная башня крепости железного века:
Дальше вдоль северной стены:
Ворота:
К воротам вёл проход, ограждённый стенами; возможно, в другом его конце были ещё одни, внешние, ворота:
Идумейский храм:
Дом израильского периода:
Юго-восточная часть крепости:
Что бы это значило ?
Юго-западная:
Западная стена римской крепости:
Здесь была башня:
Южная стена римской крепости:
Римский резервуар:
И прочий интерьер:
К востоку от крепости - большое римское строение:
С баней:
Просто камень:
Всяческий хозбыт:
Старый-престарый
зизифус:
Белый барак, мелькавший на фотографиях выше - пост мандатного подразделения "верблюжей полиции"
Айн Хусуб:
Акведук и поилка для полицейских верблюдов:
Вокруг живописно разбросаны строения, вероятно относящиеся к крохотному религиозному мошаву
Ир Овот. Название отсылает нас к одному из привалов по пути из египетского рабства:
И двинулись из Пунона, и расположились в Овоте. И двинулись из Овота, и расположились в Ией-Ааварим, на границе Моава.
(
Бамидбар 33:44)
Да-да, согласно одной из гипотез, Овот - это тоже Эйн Хацева; другая, похоже более популярня версия, предпочитает
Айн эль-Вейбе (?) где-то чуть южнее.
Бомбоубежище:
Фотографии: в
wikimedia commons.
ГугльМэп местности.
Ссылки:
Tamar and the Roads to Elath By Y. AharoniThe Land of the Bible: A Historical Geography By Yohanan AharoniOn the Skirts of Canaan in the Iron Age: Historical and Topographical Researches By Edward LipińskiAn Historical Reconstruction of Edomite Treaty Betrayal in the Sixth Century BCE By Jason C. DykehouseEerdmans Dictionary of the Bible By David Noel Freedman, Allen C. Myers
p 136,
p 560The International Standard Bible Encyclopedia: Q-Z By Geoffrey W. BromileyThe Book of Numbers By Timothy R. AshleyAntiquities.org.ilBiblewalks.comBible.caBibleinterp.com Отчёт ЖЖ юзера
janataha Crossposted to zamki-mira.