Халуца.

Feb 05, 2011 17:29




Путешественник, добравшийся по шоссе 222 примерно до речки Бсор, затем свернувший на ведущую на юг грунтовую дорогу без указателей, и проехавший по этой дороге несколько сот метров, окажется на месте, где в стародавние времена находилaсь Халуца (в греческом варианте Элуса) - с -4/-3 веков набатейская стоянка по пути из Авдата в Газу, а затем крупнейший город Негева - порядка десяти тысяч жителей, театр, школа риторики... Есть гипотеза, что Халуца некоторое время была даже столицей римской провинции Palaestina Tertia. Город отмечен в Пейтингеровых таблицах и на карте из Медвы. Часто упоминается в папирусах из Ницаны.

Если верить Иерониму, в середине четвёртого века в Элусу заехал ненадолго первый в Палестине отшельник, св. Иларион:

С большой группой монахов он достиг Элусы, и случилось так, что это было в день ежегодного фестиваля, когда все жители собирались в храме Венеры. Эту богиню почитают в связи с культом Люцифера, которому предан сарацинский народ. Сам город полуварварский. И когда распространилась весть, что св. Иларион проходит через город (он часто лечил сарацинов, одержимых демонами), они столпились вокруг него с жёнами и детьми, склонив головы и крича на сарацинском языке "барех", то есть "благослови". И Иларион, принимая их с мягкостью и кроткостью, и молился, чтобы они их почитали Бога, а не камни; и одновременно он проливал потоки слёз, глядя в небо и обещая, что он будет посещать их чаще, если только они уверуют в Христа. Узри великую милость Господа ! Они не позволяли ему уйти, пока он не наметил место для церкви и пока их жрец не был отмечен знаком Христа.
(The Life of St. Hilarion 25).

Некоторое время языческая и христианская общины худо-бедно сосуществовали; во всяком случае, в 375 в Элусе провели очередной фестиваль. К середине пятого века в городе имелся собственный епископ (участвовал в соборах 431 и 451 годов). Судьба Элусы после арабского завоевания не вполне ясна. "По некоторым источникам" она служила административным центром по крайней мере до конца седьмого века. Но со временем, как и прочие набатейские города, была оставлена жителями. В начале двадцатого века здесь поселились бедуины из клана аль-Азизма. Деревня, называвшаяся Халаса, просуществовала до 1948.

Из археологов первым до развалин Халуцы добрался Робинсон в 1838. Потом были Палмер (1870), Вули с Лоренсом (1914) и другие. Авраам Негев проводил здесь раскопки в 1970-е. В 1997-2000 раскопками занимались Голдфус, Фабиан и Арубас, от имени Беер-Шевского университета. Наконец, с 2015-го здесь работает немецкая экспедиция, к которой в 2016-м присоединилось израильское Управление Древностей.

Пишут, что город в значительной степени растащили на стройматериалы, благо Газа близко. Кое что, к счастью, осталось - археологи нашли в юго-восточной части города театр (по последним данным, построен во 2-м/3-м веке и использовался до 6-го/7-го века; судя по надписи, был отремонтирован в 454/455), рядом - самую большую в Негеве церковь (210 на 90 футов, возможно построена на месте более раннего храма), плюс ещё насколько церквей поменьше, башню, резервуар (30 на 15 на 7 футов), жилой квартал набатейского периода, гончарные мастерские (где-то на берегу речки Бсор, предположительно шестой век), могилы набатейского, римского и византийского периодов... Среди движимых находок - надпись второго века до н.э., упоминающая царя Аретаса и керамика греческого и набатейского периодов. В 2019-м была опубликована информация о другой надписи, содержащей слово "Элуса".



(Four Days at Khalasa By Seidel & Christopherson)

То ли учёные засыпали всё это обратно, то ли нам просто фантастически не повезло. То, что попадалось нам на глаза, больше похоже на бедуинские постройки. Вот, в виде исключения, что-то древнее:




И ещё какие-то раскопки:




Мрамор:




Кусочки мозаики ?




Часть колонны:




Ручки, что-то похожее на носик, и прочая керамика:







Этот домик отличается от прочих арочными окнами; да и кладка, как будто, выглядит более регулярной. Палестайнремемберд предполагает, что оно служило бедуинам мельницей. Но даже если так, возможно, у него какие-то более древние корни ?










Другой дом:







Строители находили применение и деревяшкам:




И ещё всякое:










Сказали, что это похоже на бедуинское кладбище:




Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Archaeological encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev, Shimon Gibson
Elusa By Arubas and Goldfus
Israel handbook: with the Palestinian Authority areas By Dave Winter
History and Hagiography from the Late-Antique Sinai By Kevin van Bladel, Daniel Caner, Richard Price
Palestine in late antiquity By Hagith Sivan
Byzantium and the Arabs in the fourth century By Irfan Shahîd
Christusrex.org
Four Days at Khalasa By Seidel & Christopherson

фотоотчёты

Previous post Next post
Up