Колядки с "райским змеем"

Jan 11, 2012 02:23

Чтобы не вдаваться в научные подробности словацкой этнографии все равно мало кто знает, где находится эта страна, буду излагать коротко. 
Это не весёлая складная вешалка в детском саду, не пугало, не чесалка и даже не прибор для съема урожая с дерева. 
Предмет, загаданный в предыдущей заметке, напрямую относится к явлению, которое можно назвать "восточнославянским рождественским театром". 




Народный рождественский театр - такое явление культуры, в котором совмещается несовместимое.
С одной стороны, это фольклор, опирающийся на канон и традиции христианской литературы, с другой - это лубок, театр, напоминающий религиозные мистерии прошлого, это нечто, являющееся частью народного святочного ритуала.

В период зимнего солнцеворота у древних славян приходились Коляды - праздники, связанные с культом природы, сопровождавшиеся религиозно-магическими обрядами, заклинаниями об урожае, приплоде скота, гаданиями, ряжением и т.п. 
Церковь, видя, что ей не удастся преодолеть вековые языческие верования, ассимилировала их, придав христианское содержание. До 1582 года (заведения григорианского календаря и празднования Нового года 1го января) новый год в католических странах начинался где-то в период от Рождества до Пасхальной недели.

Так на Рождество колядники ходили с вертепом, на Богоявление со звездой на шесте (как символ Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа), а после Богоявления - с колыбелью.



Отдельной традицией были колядки об Адаме и Еве и так называемое хождение с "райским змеем".

"К первоначальному человеческому существу хотел взирать христианин, когда обращался к дню рождения Иисуса. Исходя из этого инстинкта, рождественский праздник был соединен с происхождением человека на Земле, и 24 декабря празднуется также день Адама и Евы".
*** из цикла лекций циклов лекций Рудольфа Штайнера (Rudolf Steiner, Das literarishe und kunstlerishe Werke. Ein bibliogr. Uebersicht. Ver lagder R. Steiner Nachlass. Dornach / Schweiz, 1961)

Вот с таким вот приспособлением колядники ходили по домам, пели песни об Адаме, Еве, змее-искусителе и райском яблочке.






Очень  похожую традицию можно было встретить и в России. 
Вот что я нашла здесь:
В Вятском у. славильщиков называли “райщиками” - они исполняли песню “о злоключениях Евы и Адама в раю”.
Больше информации я не нашла, если вам есть, что дополнить, буду очень рада.

Представление об изгнании Адама и Евы из рая, конечно, разыгрывали двое. Однако, были это мальчик и... еще один мальчик. 
Люди верили - если первым гостем в году будет мужчина, то все 365 дей в году в доме будет царить счастье. Приход в гости особы женского пола сулил только несчастья.



Змея изготовливали из дерева, обернутого бумагой. Когда змей "входил" в дом, на голове его светила свечка.
Язык змея изготавливался из проволоки, на него нанизывалось красное яблочко.




Движениями сложения-разложения деревянной конструкции колядники создавали иллюзию движения змея, a в песнях пересказывали старую библейскую историю.
В награду, как положено, получали сладости, фрукты и деньги.




Из словацкой энциклопедии, на старом фото - не змей, а целый библейский крокодил :) :












Вот одна из песено Адаме и Еве, перевод приблизительный, ближе к подстрочному:

Išiel Pán Boh sám do raja,
stvoril Evu i Adama
postavil ich prostred raja.
Vraví Pán Boh Adamovi:
Všetky stromy užívajte,
iba jeden zanechajte,
ktorý stojí prostred raja.
Učinil sa diabol hadom,
podviedol Evu s Adamom:
Eva, Eva, na ty jabko,
veď je ono dobrô sladkô!
Eva dala Adamovi,
ako svojmu manželovi.
Keď to jabko okúsili,
priam von z raja ísť museli.
Dal im Pán Boh i motyčku
i semiačka do uzlíčku:
Tu orajte, tu kopajte,
tu si chleba nabývajte!
Kým si chleba dobývali,
do vôle sa naplakali.Вошел пан Бог в рай,
Сотворил Еву и Адама,
Поставил их посреди рая.
Говорит пан Бог Адаму:
Со всех деревьев ешьте, 
но с одного, что стоит посреди рая,
не трогайте.
Притворился дьявол "гадом",
Обманул Еву с Адамом:
Ева, Ева, на, ты, яблоко,
Ведь оно хорошее-сладкое!
Ева дала Адаму,
Как своему мужу.
А когда они то яблоко откушали,
Из рая прямо вон идти должны были.
Дал им пан Бог и мотыжку,
И семена в узелочке:
Тут пашите, тут копайте,
Так и хлеб добывайте!
А пока хлеб себе добывали,
В волю себе поплакали.



Хождение с "райским змеем", видно после 5й и 30 секунды:

image Click to view



Интересные дополнения:

- Одна из версий этимологии слова "колядки" - происхождение от слова "круг". 
- Из Википедии: по одной из гипотез, «Каляда» представляет собой раннее заимствование из латыни, где "календами" (лат. calendae от calo «взывать») именуются первые дни каждого месяца
- Как следствие соединения празднования дня Адама и Евы и Рождества произошло соединение символа райского дерева с рождественским деревом; так елочные шары становятся символами райского яблока.
- В рождественскую ночь принято гадать на яблоках.

Все фотографии, использованные в заметке, взяты отсюда и отсюда. Загляните, там замечательные репортажи.












Артефакты, праздники, slovakia-photo, традиции

Previous post Next post
Up