Педагогический принцип

Nov 11, 2010 18:58

Давно не писала ничего серьезного. У нас у всех хватает своих собственных проблем, зачем кому-то еще и чужие. Но обсудить хочется, и все же решишь и напишешь, а потом чувствуешь себя, как на публичной исповеди: протянешь читателю руку, и в лучшем случае не получишь в ответ ничего, кроме загадочного молчания.
Сейчас ситуация немного другая, вопрос личный, но проблема-то - универсальная. Принципы в воспитании. Какие методы воспитания допустимы, а какие категорически нет.
Если коротко - про то, стоит ли ради порядка учить детей кляузам. И про нашу первую словацкую учительницу.

Мы живем в Словакии уже 3,5 года. Оглядываясь назад, пытаюсь оценить, как мы адаптировались к здешней жизни, чему научились, а что потеряли.
Точно могу сказать, что переезд нам дался непросто. Психологические проблемы были и у меня, и у сына. Недавно читала интервью с педагогом, воспитывающим приемных детей. Признаки адаптации ребенка в приемной семье до жути похожи на те, которыми мы болели или еще болеем с сыном в Словакии.

В этой ситуации огромное значение для нас имело, кто находится рядом. Значение школы для сына вообще переоценить сложно. Но нам с учительницей и школой, скажу прямо, неповезло.
Поскольку школа школе рознь, как и все в принципе вещи на Земле, то оговорюсь, что речь идет о нашем опыте и конкретной школе. У друзей, живущих в Словакии, опыт другой - соседи, машу вам рукой!

В школе нельзя бить детей, нельзя выставлять их во время урока за дверь.Коротко: все, что может нанести вред физическому здоровью ребенка, запрещено.
Однако, как-то контролировать и воспитывать детей надо. На переменах все дети от мала до велика остаются предоставлены самим себе. По праву уважения к труду и отдыху учительницы на все время перерыва между уроками педагог уходит в свой кабинет пить чай. Как рядовой метод организации порядка на переменах в нашей школе практиковали «недельные списки».

На полугодие составляется график дежурств, каждую неделю дежурят двое детишек. Их задача - записать как можно больше нарушающих порядок учеников. У кого список будет длиннее, тот и выйграл и получил похвалу от учительницы. Ученик, оказавшийся в списке чаще остальных получает запись в дневник и журнал, а в конце года смело может получить сниженную оценку по поведению. Здесь это дело серьезное. Оценка идёт на аттестат и на её основе пишут характеристику, например, в другую школу или ВУЗ. Если не считать родительского гнева, ученику действительно есть, что терять в жизни. Поэтому часто практикуется подсматривание, клевета и детская месть (ты мне что-то сделал или записал меня в прошлый раз, теперь запишу тебя я).
Детям идея со списками, в общем, нравилась. Жаловались друг на друга, но продолжали, как игру во взрослых. Спортивный дух взял своё .
Родительского протеста «недельные списки» не вызывали.
Для меня же такой подход - неприемлем категорически. Не верю, что таким способом можно научить детей чему-нибудь, кроме умения ябедничать, выслуживаться и мстить. Как возможную перспективу развития отношений в классе я видела не дружескую поддержку, здоровую критику, а всеобщую разобщенность и доносы. Учителю, конечно, такое положение вещей может быть очень удобно - разделяй и властвуй. Но для нас среди всего незнакомого, в обстановке чужой страны, с огромной потребностью в поддержке, эта была, пожалуй, самая неподходящая атмосфера.

Поговорить с учительницей делу не помогло. С самого начала было видно, что на понимание она настроена не была. Старше, с высоким соц. статусом, опытнее как учитель, у себя дома, а не иностранка, ребенка нашего она не любила. Достучаться до неё не получилось - классное правило должно было быть выполнено однозначно, учитель в классе - хозяин, подвергать его авторитет сомнению - непедагогично. Учитель отстаивал своё право выбирать любое, кроме физического, наказание, для непослушных детей применялось наказание "не брать со всеми на экскурсию" или "хором над ними посмеяться".
Никто не будет спорить, что порядок нужен. Но у него могут быть разные причины. И в нашем классе он был, но дети друг друга побаивались, шалили и "сдавали" друг друга анонимно. Выходит, ради благих целей (организовать порядок) учитель идет на недопустимые меры, а главным принципом педагога оказывается не нести "доброе, разумное, вечное", а поддержать учительский авторитет.

Можно было бы поговорить о специфическом "национальном взгляде на стукачество" или о влиянии советской авторитарности на систему образования в бывшем советском сателите, или ещё, например, о том, до чего можно дойти при абсолютно индифиретном отношении родителей к тому, что происходит с их детьми. Но разбор этих мотивов окажется тупиковым. Без споров можно утверждать только то, что люди здесь очень инертны, не привыкли открыто не соглашаться и склонны жить "по-деревенски" (все про всех всё знают и обсуждают). Может быть, именно это и есть дорожка к оправданию таких мер в школе (повторю, никто из родителей против "недельных списков не возражал).

Для информации:
Школы в городе всего две. Учителя совмещают и все и про всех знают. При переходе в другую школу первым вопросом будет звучать причина перехода и новая школа запросит характеристику на ребенка из старой. Дальше понятно, что с официальными документами будет передан и личный вгляд нашей учительницы (лицо она в городе вполне авторитетное).

В этой ситуации оставалось пять вариантов:
1. Ничего не делать, дать 8летнему ребенку решать самому
2. оставить ребенка в старой школе, объяснить ему, почему я считаю такое поведение недостойным, посоветовать не участвовать в "недельных списках" и тем самым противопоставить неадаптированного ребенка ( который и так находится после переезда в чужую страну в нестабильном состоянии) всему классу и учительнице
3. оставить ребенка в школе, объяснить ему, почему так поступать некрасиво, и предложить вариант "если такие в классе правила и все с ними согласны, надо выполнить; прежде чем записать шалуна в список, несколько раз предупредить его, сказав "перестань (например, плеваться), иначе мне придется тебя записать"
4. бросить работу и возить ребенка в школу в соседний город
5. перевести ребенка в другую школу в том же городке
Что бы вы выбрали? Или может быть стоит уважать местные нравы и методы педагога?

Сын год проучился в классе с "недельными списками". Потом перешел в другую школу, принципиально отличающуюся от первой. Авторитарная учительница пошла на повышение и стала завучем в начальной школе.

PS: система контроля посредством "недельных списков" оказалась наследием старой братиславской гимназической традиции. Старшее поколение братиславчанов в нашей семье рассказывает о часовых стояниях у доски во время урока - все ученики учатся, а "дежурный" надзирает за порядком и записывает нарушителей мелом на доску.

школа, Мы и они, думу думаю

Previous post Next post
Up