Я не располагаю данными, согласно которым парк Энгельса имеет статус Особо охраняемой природной территории (ООПТ), как
написал в своем блоге Леонид Волков. Может быть и так. Но сейчас у меня перед глазами Правила землепользования и застройки ГО МО «город Екатеринбург» за 2007 год. Участок, где находится парк, обозначен как зона ТОП-2 (территория общего пользования - скверов, бульваров). ТОП-2 - это зона, для которой градостроительные регламенты не устанавливаются (как и для ООПТ), но в этой зоне можно разместить пункт общественного питания или общественный туалет, к примеру.
После 2007 г. в ПЗиЗ были внесены изменения. В 2009 году гордума точно вносила изменения. Я, помню, даже на сайте администрации находил уже измененный вариант правил, но только текстовую часть, графическая не была доступна. Изменения там были довольно странные, если я не ошибаюсь, земли ООПТ были переведены пакетно в зоны Р-1 (Зона рекреационно-ландшафтных территорий), то есть из более строгой категории в плане запретов и ограничений в менее строгую категорию. Так что вряд-ли зоны ТОП-2 были переведены тогда (после 2007 г.) в зоны ООПТ (из нестрогой в строгую).
На мой взгляд, чтобы спасти парк, не нужно опираться на генплан и ПЗиЗ - они мало что дадут (хотя, если честно, я в этой теме не очень сведущий). Нужно воспользоваться, законодательством об объектах культурного наследия. Ничего странного тут нет, собственно, я как культуролог заявляю, что парк это не совсем природа, это артефакт.
Есть очень важный документ под названием «Схема временных зон охраны памятников истории и культуры центральной части города Свердловска». Схема была согласована в МК РСФСР от 10.09.1987г. и утверждена Решением Свердлоблисполкома № 446 от 25.11.1988 г.
Схема абсолютно легитимна, на неё сегодня ссылается Росохранкультура и даже
суд.
Согласно схеме, участок парка является зоной охраняемого природного ландшафта. Данный вид зон охраны не самый строгий, в отличие от той же охранной зоны. На территории зоны охраняемого природного ландшафта запрещаются или ограничивается хозяйственная деятельность, строительство и реконструкция существующих зданий и сооружений (см. п. 2 ст. 34 № 73-ФЗ). Не так все однозначно. Но все-таки здесь есть за что зацепиться. В соответствии с п. 4 ст. 63 № 73-ФЗ до 31 декабря действует старый порядок согласования и выдачи разрешений на проведение земляных, строительных и др. работ, установленный статьями 31, 34, 35, 40, 42 старого закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Согласно ст. 35 этого закона «в пределах зон охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения производство указанных работ и хозяйственная деятельность запрещаются без разрешения Министерства культуры РСФСР…». Правопреемник минкультуры РСФСР - минкультуры РФ. Вряд ли заказчик получил разрешение министерства. Стройку можно остановить. Даже до суда.
Сейчас я уже 2 недели в отпуске, ещё неделю отдохну, а там за работу. Коллегам в НПЦ передам инфу по парку, может быть, они составят, не дожидаясь меня, акт по факту нарушения законодательства. Конечно, для этого сначала нужно будет выйти и посмотреть - что происходит. Если факт хозяйственного освоения зоны охраняемого природного ландшафта подтвердится, то нужно это все будет тут же заактировать. Акт нужно отправлять в Росохранкультуру, минкультуры СО (пусть направляют предписания), возможно, в прокуратуру тоже.
Вообще, работа по историческим поселениям отняла много рабочего и почти все свободное время, работу мы эту продолжим, она ещё не окончена, но надо разбирать как-то и накопившиеся завалы текущих повседневных дел.