Sep 04, 2010 21:50
Рабочая группа по вопросу сохранения и рационального использования культурно-исторического наследия города Екатеринбурга на территории застройки квартала «Екатеринбург-Сити», возможно, будет распущена. По словам некоторых участников о таком решении объявил председатель Рабочей группы Титлинов С.В. по окончании вчерашнего заседания. Окончательно утверждать о роспуске можно будет только после получения и подписания участниками соответствующего протокола заседания, в котором будет прописано данное решение.
Титлинов является заместителем председателя Экспертного совета по монументальному искусству Урала и Западной Сибири. Именно в эту организацию обратились в конце прошлого года члены инициативной группы: градостроитель Сахарова М.В., художник Волович В.М., писатель М.П. Никулина и заведующий музеем плодового садоводства Казимирова Л.В. На площадке Экспертного совета в марте 2010 г. был начат диалог между инвестором и представителями общественности в рамках заседаний Рабочей группы. Кроме инициаторов переговоров к обсуждению проблемы подключился целый ряд деятелей культуры и науки. Среди них был писатель, бывший главный редактор журнала «Урал» Лукьянин В.П., заместитель генерального директора НПЦ по охране памятников Григорьев А.Е., президент Свердловской организации «Союза архитекторов России» Холмецкий В.В. и др. Принимал участие в заседаниях и Ваш покорный слуга.
Ещё год назад позиция застройщика сводилась к тому, чтобы снести или перенести памятники. Вчера представитель УГМК подтвердил решение о корректировке проекта «Екатеринбург-Сити». Памятники по его словам будут сохранены, на чем и настаивала общественность. Вроде только поэтому г-н Титлинов и решил распустить группу, мол, требования общественности как-то удовлетворены, компромисс найден.
Ну, что скажете? Победа?
С одной стороны - «да». Спасибо застройщику, что сел за стол переговоров и не посчитал ниже собственного достоинства пойти на компромисс. Такого я ещё не видел нигде (вообще, почему он так поступил - тема отдельная). Справедливости ради нужно отметить, что на стороне общественности была Росохранкультура, руководитель территориального управления Исачкин С.И. исправно посещал заседания.
С другой стороны, зачем было распускать группу, ведь ещё не выработаны до конца механизм, параметры, принцип корректировки проекта, не говоря уже о том, что не принят ряд документов, прежде всего, со стороны мэрии об утверждении изменений в проекте? Рановато распустили группу. Я в последнем заседании не участвовал, не было также Григорьева А.Е., Лукьянина В.П.
Григорьев, кстати, предлагал очень содержательный вариант механизма корректировки проекта: нужно было разработать проект зон охраны для памятников, провести историко-культурную экспертизу проекта, и в соответствии с действующим законодательством утвердить границы зон охраны объектов культурного наследия Постановлением Правительства Свердловской области. После утверждения границ можно было заняться корректировкой землеотвода, и далее - корректировкой проекта. Андрей Евгеньевич даже разработал проект зон охраны, графическая часть его была продемонстрирована участникам группы. Кто хотел, тот получил её в электронном виде.
Сахарова Марина Владимировна считает, что, приняв необходимость корректировки проекта «Екатеринбург-Сити», должно быть отменено постановление Главы Екатеринбурга, утверждающее ранее выполненный проект планировки, где объекты культурного наследия не были учтены. А утверждение нового планировочного решения выполняется с учетом общественного обсуждения; и что было бы особенно интересно и полезно - на основе архитектурного конкурса.
Казимирова считает, что до роспуска группы необходимо было обсудить вопросы, связанные с концепцией гармоничного пространственного взаимодействия Сити, исторических зданий и природного ландшафта. Одно дело - просто сохранить памятники, другое дело соединить новое и старое в некое целое, создать образ.
Хотя, собственно, роспуск группы не предполагает тотальное сворачивание коммуникации между общественностью и УГМК.
Короче говоря, не смотря на то, чем в итоге все закончится, очевиден позитивный пример для всех нас. Граждане могут оказывать влияние, и каждый, кто сидит дома и ноет, что от него ничего не зависит, должен посмотреть на тех хрупких женщин, которые взвалили на свои плечи этот титанический труд. Посмотрев на этих женщин, этот человек должен сделать простой вывод: то, что он говорил себе - было не более чем недобросовестное оправдание своего бездействия.
А те женщины, - и Сахарова и Казимирова - настоящие титаны, которые перевернули горы и лично мое представление о человеческих возможностях. Честно говоря, если бы не Казимирова, на тот момент заведующая музеем, вся территория в границах улиц Октябрьской революции - Челюскинцев - Ельцина - Боевых дружин была бы зачищена от исторической застройки. Вы не представляете, как сложно было Казимировой Л.В. бороться за музей (располагающийся в объекте культурного наследия «Усадьба первого на Урале садовода-селекционера Д.И. Казанцева: жилой дом, плодовый сад»), который попал в зону застройки «Екатеринбург-Сити». Ведь, скажем так, интересантом строительства сити была (и есть!) не только УГМК. Земли, которые были переданы застройщику в аренду, принадлежали и области, и городу, и Российской Федерации. То есть осваивали этот земельный участок 4 стороны: администрация города, МУГИ СО, федеральное агентство по управлению государственным имуществом и УГМК. Все эти структуры в той или иной степени боролись с этой женщиной. И правительство области и администрация всячески хотели избавиться от памятников: исключить их из Единого государственного реестра объектов культурного наследия или перенести памятники - но у них не получилось. В 2007 году деревья Сада Казанцева были отравлены ядовитыми веществами.
Чиновники почти открыто проявляли свое негативное отношение к историческим зданиям, которые находились в зоне застройки сити. В апреле 2009 года мы стояли и дежурили на Октябрьской революции. Вдруг к нам подходит заместитель министра культуры Губкин О.П. и говорит, что, мол, тут происходит. Мы говорим, что вот, - средовые объекты охраняем. Губкин на это сказал, что не видит в этих зданиях никакой эстетики. Я подчеркиваю - это сказал чиновник госоргана, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия.
Но в итоге, ни смотря на все это, Казимирова выстояла, её оппоненты уступают, и это фантастика, это невероятно.
Посудите сами, в защиту, например, Химкинского леса было целое движение из сотен, тысяч людей. Либеральные СМИ уделяли этому гражданскому мейнстриму особое внимание, и логичным выглядит то, что они одержали хотя бы какую-то промежуточную победу. То же самое касается ситуации вокруг планов строительства «Охта-центра». А здесь у нас? Несколько активных человек и все. Конечно, на разных этапах подключались разные люди и далеко не единицы. Я помню Чекашева Владимира Васильевича, этот человек полтора года назад буквально бросался под бульдозер, который уже готов был сносить исторические здания. А в 1991 году этот человек защищал Белый дом, свободу, демократию. Абакумова Светлана снимала фильм и одновременно дежурила в зоне застройки. В критические моменты приходили разные люди и предлагали свою помощь, например, это сделал Владимир Шахрин. Но все-таки основную работу и заботу взяли на себя единицы, и какого-то массового движения не состоялось, с моей точки зрения. Но и то, посмотрите - какие результаты! Подумайте сами: что было бы, если бы мы сотнями выходили на защиту каждого памятника? Согласитесь - процесс перманентного уничтожения культурного наследия мы бы уже давно остановили.
Л.В. Казимирова,
Екатеринбург-Сити,
гражданское общество,
А.Е. Григорьев