Sep 02, 2010 15:47
Мне сегодня позвонила журналистка Анна Яшкина («МК-Урал») и спросила мое мнение по поводу самого уродливого здания города Екатеринбурга. Если честно, я даже немного опешил, - не думал я как-то об этом, не участвовал в голосованиях. Но когда она назвала мне 6 примеров - Атриум, Заксобрание, Антей-3, Резиденция полпреда, Гринго, Алатырь, - мне стало интересно самому ответить на поставленный ею вопрос. Сначала я выбрал Алатырь. Его и надо снести. Но потом подумал: все-таки уродство - категория эстетики, не каждый может быть уродом - внушать омерзение, страх, ужас и т.д. Алатырь способен на это. Безусловно, за ним есть какая-то мысль, а это главное в архитектуре. Здание немного напоминает советский зерноуборочный комбайн, а в контексте его сегодняшнего использования под супермаркет рождается образ комбайна, стригущего бабки ниве капиталистического способа производства, пожирающего одновременно в своем чреве членов атомизированного общества потребления - одномерных людей. Это здание (если речь идет все-таки об Алатыре на Московской) может напоминать и какое-то чудовище, и даже некоторых персонажей античной мифологии и много чего ещё. И это все притом, что линии здания очень условны.
Архитектуру можно разделит на 2 части: на ту, за которой кроется мысль, и на ту, в которой играют гормоны. Архитектура может либо пробуждать в нас что-то, вызывать в нас какие-то образы, заставлять рефлексировать и осмысливать окружающее пространство - то есть изменять нас, либо быть безликой.
Я полагаю, нужно было объявить конкурс не на самое уродливое здание, а на самое безликое и гормональное. Антей-3, безусловно, подходит ко второй группе архитектуры.
Разумеется, с моей сугубо субъективной точки зрения.
антропология,
архитектура,
деконструкция