Как известно, первое упоминание о Чите, как о более или менее постоянном населённом пункте относится к 1688-1689 годам и связано с именем приказчика Карпа Юдина. Однако каких-либо подробных описаний о начале нашего города мы не имеем. Приходится выискиваить информацию в разного рода документах. Например, зарплатных ведомостях. Смотреть в них всегда интересно, даже если и не знаешь человека. А тут - отцы-основатели, как же здесь не посмотреть! Тем более, что из списка мы как раз и узнаём, кому же по долгу службы пришлось жить и работать в Чите.
Итак, смотрим в документ, который называется «Книга великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всеа великия и малыя и белыя России самодержца, под денежной сметной и пометной списки 208 (1699) года Московского списка дворянину и Нерчинским и Теленбинским и Аргунским и Танцынским и Читинским детям боярским и ружникам и обротчикам и подъячим и служилым людям конным и пешим с денежными оклады и кто имяны в котором остроге конных и пеших казаков служит и что посадских людей годоваго оброку по окладу в Нерчинску» и относится к 1699 году. Это смета расходов на зарплату служилым людям, но при этом она рассказывает много интересного. Итак, кто же были первые жители нашего города через 10 лет после первого его упоминания в исторических документах?
Первый из них - Карп Юдин. С ним мы хорошо знакомы, поскольку он был, собственно, основателем Читы. В 1699 году он в чине десятника и должности приказчика. Его заработная плата за год составила 8 рублей.
В его подчинении находились рядовые казаки
Григорий Кайдалов,
Яков Голубев,
Василий Молоков,
Иван Сидоров,
Иван Филиппов Грамотка,
Андрей Боженов,
Онанья Фролов,
Борис Данилов Русиных,
Михайло Иванов Лахов,
Варлам Иванов,
Микита Гарасимов,
Иван Ячменев
Их зарплата равнялась 7 рублям 25 копейкам. Самым низкооплачиваемым был пеший Алексей Добрынин, получавший в год 5 рублей.
Свидетельства очевидцев: Адам Бранд в 1693 году в своих записках пишет: «...прибыли в селение, называемое Плотбище, в котором было шесть домов, маленькая речка Чита омывает это лишь недавно обжитое место».
Среди служилых людей к этому времени уже были и потери. В 1699 году ушел из жизни брат Григория Микифор Кайдалов. По правилам того времени на его место назначили, или как тогда говорили «поверстали» другого казака - Бориса Русиных.
Карта была составлена полковником Бейтоном, и вошла в знаменитый картографический труд тоболького сына боярского С. У. Ремезова «Чертёж земли Сибирской», вышедшего в 1701 г. На карте впервые появляется название «плотбище» для поселения на месте современной Читы. (ориентация карты обратная привычной, на ней юг - вверху, восток - слева)
Первых служилых в Чите мы насчитали 14 человек и теперь знаем их поимённо. Современные носители этих фамилий из старожилов в Чите могут гордиться своими предками.
Если учесть, что официальные документы того времени не учитывали женщин, детей и стариков, то можем предположить, что количество жителей нашего города к началу XVIII века не превышало пяти десятков человек.