Если больно, значит живой

Jan 15, 2013 18:47



Он такой не один и не первый,

Кто при жизни не признанный гений.

Но один среди всех поколений,

Кто писал не рукою, а нервом.

Кто сегодня не знает фамилию Высоцкий? И молодёжь, и представители старшего поколения сразу ответят, что он - автор и исполнитель собственных песен, актёр театра и кино. Многие, я уверена, не задумываясь, назовут и его киношного героя Глеба Жеглова из киноэпопеи «Место встречи изменить нельзя». Да и сам фильм, поставленный Станиславом Говорухиным в 1979 году, стал любимым и запоминающимся, во многом благодаря участию в нём Владимира Высоцкого.





Трудно представить, что сегодня, 25 января ему исполнилось бы всего 75 лет. Это достойный возраст зрелого мужа, не более, но Высоцкого нет с нами уже 33 года! А вот это неудивительно. Настоящие гении, каковым для меня и является поэт, всегда «горят» ярко и быстро «сгорают». Об этом остаётся только сожалеть.

В своей жизни и творчестве Высоцкий абсолютно уникален, потому что «соткан» из сплошных парадоксов:
  • он был исключительно одарённым и профессиональным поэтом, но так и не был принят при жизни в Союз писателей СССР;
  • его выступления носили полулегальный характер, однако он собирал полные залы и был востребован публикой;
  • ни радио, ни телевидение не предоставляли Высоцкому эфир, но его песни знала и слушала вся страна;
  • свою Государственную премию он получил посмертно (1987 год), как герой, которого всё-таки нашла награда;
  • он был гонимым и непризнанным на своей исторической родине, но не покинул её, не сбежал за границу, даже будучи женатым на иностранке;
  • сегодня и шлягеры Высоцкого можно достаточно редко услышать по радио и телевидению, однако интерес к его личности не ослабевает. Более того, по итогам опроса 2010 года в списке кумиров 20 века он занял 2 место после Юрия Гагарина;
  • много ли на планете столь популярных и знаменитых людей, которыми при их жизни так преступно мало интересовалась пресса? (прим. авт. Сегодня о рядовой певичке нам известно то, чего и не хотелось бы знать).

И ещё. Не признаваемый официальной властью, он был похоронен народом, как по словам Марины Влади, не хоронили королей и принцев.



Мне приятно, что период активной творческой жизни Владимира Высоцкого пришёлся на мою молодость. Но, к сожалению, наше поколение не имело возможности воочию видеть и слышать выступления запрещённого барда по вине идеологизированных чиновников от культуры. И не только его. На долгие десятилетия после пресловутой буквы «Л» исчез из нашей жизни и уникальный голос Валерия Ободзинского. Выручали нас в этом случае только магнитофонные записи. Я хорошо помню эти огромные, тяжёлые катушечные магнитофоны 70-х годов. Но даже они были не в каждом доме. Мы собирались группами на квартире счастливого обладателя музыкальной техники, и весь вечер слушали песни своего кумира Высоцкого и его знаменитые: «На Большом Каретном», «Я не люблю фатального исхода» и др. Тогда никто из нас не догадывался, что порой мы «наслаждались» откровенными подделками, слушая многочисленных подражателей голосу любимого барда, особенно, если это касалось его ранних «блатных» песен. Между тем тематика произведений поэта была обширной и разнообразной: от любовной лирики до политики. Он лихо исполнял свои юмористические песни и мог петь о войне так, словно сам побывал в бою:

Животом - по грязи, дышим смрадом болот,

Но глаза закрываем на запах.

Нынче по небу солнце нормально идёт,

Потому что мы рвемся на Запад!

Руки, ноги - на месте ли, нет ли,

Как на свадьбе, росу пригубя,

Землю тянем зубами за стебли

На себя, на себя!

Это последние строки из военной песни «Мы вращаем Землю». Только читать их - этого мало. Высоцкого надо слушать. Тогда становится понятно, как много земля потеряла с его безвременным уходом. Но объяснял он этот ранний уход сам в своих пророческих стихах:


Кто кончил жизнь трагически, - тот истинный поэт!

А если в точный срок - так в полной мере!

На цифре 26 один шагнул под пистолет,

Другой же - в петлю слазил в «Англетере».

А в 33 Христу (он был поэт, он говорил:

«Да! Не убий!» Убьёшь - везде найду, мол!)...

Но гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,

И гвозди в лоб, чтоб ни о чём не думал.

Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла душа?

Терпенье, психопаты и кликуши!

Поэты ходят пятками по лезвию ножа

И ранят в кровь свои босые души.

На слово «длинношеее» в конце пришлось три «е».

«Укоротить поэта!» - вывод ясен.

«И нож в него!» - но счастлив он висеть на острие,

Зарезанный за то, что был опасен!

Щедрина Л.В., библиотекарь

Previous post Next post
Up