История места - глава 1. Кулишки и Поганый пруд

May 20, 2013 19:35

Это мои наброски к рассказу о истории здания, в котором сейчас располагается Гиперион (Хохловский переулок, 7). Что-то вроде краеведческой лекции, которую я читал там же 13 апреля 2013 года. Я ни разу не историк и не краевед, и это, скорее, мои личные эстетические переживания на тему. Ничего научно-исторического там нет, так, галопом по европам.
Чем больше я закапывался в поиск, тем яснее понимал, что там бездна бездонная - факты, даты, имена; каждая деталь цепляется за десятки соседних, последующие выводят в отдельные темы, а там как космос. Поэтому иногда мне приходилось себя тормозить и не пущать, иначе всё это бы грозило никогда не закончиться, и толку бы не вышло.

Итак, давайте представим, что мы находимся в зале Гипериона. Отсюда и прыгнем в самую дальнюю даль - в тысячный год от рождения Христова.

Раньше что-то искать в этой точке особого смысла, мне кажется, нет. Уж очень мало источников, и все они туманны. Кто-то там бродил в каменном веке по этим холмам, стучал примитивным топором, чутко подрагивал ноздрёй на ветру. К девятому веку стало примерно понятно, кто это там ходит - племена вятичей и кривичей. Они-то, скорее всего, первыми и приметили удобную стрелку на мзгве-реке и стали там городить какие-то земляные валы, втыкать колья для забора и жечь костры.

И вполне там уже был некоторый городок - к 1147 году. Именно в это время князь Юрий Долгорукий назначил здесь встречу с коллегой - князем Святославом Ольговичем. Первый представлял Ростов и Суздаль, за вторым стояли Новгород и Северск. В то время это была встреча довольно разных стран. Переговоры были мирные, обе дружины большей частью расслаблялись за медами и брагой; в углу избы, как положено, сидел, скрючившись, летописец и вдохновенно корябал на берестяных полосках.
То, что он сочинил про эту встречу, некоторым чудом сохранилось в веках, десятки раз переписывалось разными монахами, многократно копипастилось в разные сборники - и дожило до нашего времени в составе Ипатьевской летописи. Собственно, это в школах проходят, в начальных классах.

Ну хорошо. На приятном холме в светлице с видом на речку мирно выпивают два исторических витязя, а мы-то где?
А мы далеко к востоку. Часов пять продираться по глухому лесу. Лес везде. Тёмный, заросший, с буреломами и болотцами. Места вообще довольно сырые, мзгва как есть. Но и здесь кто-то живёт.



В это время тут было что-то вроде лесного села - далеко разбросанные друг от друга избушки на редких полянках. Называлось это Кучково - по фамилии какого-то земельного хозяина. Жили в них люди временные, пришлые. Пытались леса вокруг себя рубить и налаживать пахотные земли. Но получалось плохо. Может быть, в тех местах, откуда народ этот пришёл, такая технология и прокатывала, но здесь ничего хорошего не выходило. Вырубленный лес никак не желал превращаться в пашни и огороды, а довольно быстро превращался в болото. Потому что очень сыро и мокро.



Если конкретно, то происходит вот что. Как только срубается кусок леса - солнце сразу же выжигает весь подрост и лесную тенелюбивую траву. Сверху падает дождь, и никакая крона его не задерживает - на земле образуются лужи. Все корни, которые остаются в земле, бессмысленно гниют. Почвенные воды - которые раньше удачно выпивались деревьями - беспрепятственно лезут вверх. В итоге становится совсем болото.

В какой-то момент эти лесорубы поняли, что ничего им тут не светит, плюнули и ушли. Ну а действительно - что тут делать. Сплошные топкие лужи, кочки, вода стоячая, мёртвые сухие деревья и всякие миазмы. Ключевое слово - кочки, по-древнерусскому - кулишки. Люди ушли, а название это - Кулишки - осталось. И сохранялось за этим неприветливым местом в течение следующих двухсот лет.



Сюда, конешно, предпочитали не ходить, делать тут было совершенно нечего. Даже когда татары пожгли всю Москву в 1237 году. На этих кулишках могла тусоваться разве что всякая нечистая сила, и народная фантазия щедро населяла эти края хоррор-фольклором. Все русские народные черти и ведьмы с тех пор живут именно в таких живописных местах.



Итак, Кулишки. Двести лет непролазных болот. Но к 1400 году ситуация изменилась.
Ландшафт стал гораздо приятней глазу. Болота ушли, их сменили буйные луга, перелески и светлые сосновые боры. Цветущие холмы, пастбища, деревеньки, там и сям - мелкие деревянные церквушки. Одна такая, например, совсем недалеко от нас - как идти к Кремлю. Чуть ли не самая старая ныне на Москве. Это церковь Всех Святых, которая так и называется - "на Кулишках". Даже несмотря, что лесов уже нет, всё равно это очень далеко - собственно, откуда и пошло известное выражение. Поставили эту церковь ещё в середине XIV века в честь победы на Куликовом поле. После многократных перестроек она выглядит так (стоит прямо рядом с выходом метро "Китай-Город"):



Да, но давайте оглянемся по сторонам. Что примерно видно с нашей точки. Помогает нам в этом прекрасный художник-пейзажист Виктор Несмеянов.



Или Герман Травников.



Кстати, неплохо бы ещё посмотреть, где на современной карте Москвы располагались эти самые Кулишки. А вот от метро "Китай-Город" до самого Гипериона. Если идти, то по правую руку.



(увеличение по клику)

Мы находимся на холме. Теперь, когда леса вокруг нет, это хорошо видно. Это, правда, не холм в виде гауссианы, как дети рисуют, а скорее некое одностороннее повышение земли - если топать к нам от Кремля. И по этому холму весело бежит к Москве-реке небольшая, но бойкая речка Рачка. Вытекает она из пруда, который уже тогда вполне мог называться Поганым.

"Что значит - "поганым"? - удивлённо спросит неискушённый читатель. - Там мусорка, что ли была?"
Отнюдь нет. Слово "поганый" происходит в нашем языке от латинского слова "paganus", что означает "язычник". Ну, или в местном мировоззрении - любой неправославный. Когда-то давно на этом пруду, возможно, гуляли какие-нибудь балты или чудь с мерей - и навтыкали разных резных идолов. В процессе крещения Руси этих идолов повсюду невежливо секли, рубили и старательно топили в разных водоёмах - а места, где их особенно много встречалось, именовали погаными - то есть, языческими. Гидроним мог удержаться там ещё и по причине наличия в тех местах в дальнейшей истории Москвы Немецкой слободы, где селились иностранцы, - а те по твёрдому мнению духовенства, были наипоганей некуда.

"Да-да, припоминаю! - порадуется искушённый читатель. - Это тот пруд, который раньше был Поганым, а потом стал Чистым. Который на метро "Чистые Пруды".
И да, и нет. Тот, который у метро и на котором зимой заливают прекрасный каток, появился в Москве не так давно. Намного позже того времени, о котором я сейчас веду речь. Современный Чистый пруд (точнее, несколько прудов в линию - Чистые пруды) - это след от фортификационных рвов, выкопанных в войну 1812 года. Годом позже, когда Москву приводили в порядок после разрухи и пожаров, там сделали и бульвары, и красивые пруды. А раньше там никаких водоёмов не было.
Наш же Поганый пруд (откуда течёт Рачка) находился чуть западнее, примерно где сейчас изгибы Кривоколенного переулка. В XVII веке совсем рядом там были Мясницкие ворота и огромные торговые ряды соответствующей направленности. Мясники снимали шкуры, разделывали туши, выставляли лучшие куски на продажу. Всю некондицию оттаскивали на задворки рядов и топили в этом самом пруду. От этого сей пруд, как нетрудно представить, воздух тоже не озонировал. Возможно, именно тогда слово "поганый" и закрепилось в языке в качестве негативного.
Ситуацию исправил царский фаворит и подельник Александр Меншиков. Ему в качестве очередных заслуг достался этот участок Москвы возле самых ворот (сейчас это территория главпочтамта Москвы и начало Мясницкой улицы). Собственно, он-то и вычистил смердящий водоём под своими окнами в 1700 году - благодаря чему название пруда поменялось на Чистый. Аналогично стал зваться этот район города - ну а потом, когда пруд тот исчез в застройках Кривоколенного, название перекочевало на новые бульвары.

Вот карта-реконструкция с местностью того времени. Только пруд не в том месте нарисован, а так всё хорошо. Пруд надо сместить левее - туда, где Грязи (они там не просто так появились - а не без помощи Рачки).



(увеличение по клику)

Продолжение следует

Глава 1. Кулишки и Поганый пруд
Глава 2. XV-XVI вв. Застройка Москвы и понаехалитуты
Глава 3. Емельян Украинцев и речка Рачка
Глава 4. Константинополь и Мария Египетская
Глава 5. Михаил Голицын и его время
Глава 6. Александр Голицын
Глава 7. Архив - первые открытия и времена Наполеона
Глава 8. Архив - пушкинское время и народные сказки
Глава 9. Пётр Юргенсон
Глава 10. Советское время и XXI век

DW

гиперион, раскоп

Previous post Next post
Up