Среди ключевых проектов, которые активно обсуждались на протяжении 2024 года, упоминались BRICS Pay и BRICS Bridge. Что это за проекты и по какому пути пойдет создание новой платежной платформы стран БРИКС?
Еще в 2017 году на презентации концепции БРИКС+ в Валдайском клубе была представлена концепция платежной системы BRICS Pay, которая предполагала сопряжение региональных платежных систем. Однако с тех пор значимого продвижения по этому направлению так и не произошло. Российский Минфин пока отдает предпочтение цифровым решениям для создания новой платежной платформы на основе цифровых финансовых активов (токенов и системы блокчейна) создается технология, которая позволяет отказаться от системы передачи финансовых сообщений SWIFT.
Из существующих цифровых проектов, которые могли бы быть использованы для создания платежной системы, больше всего подходит mBridge. Данная платформа для проведения трансграничных платежей разрабатывается и успешно тестируется центральными банками таких стран БРИКС, как Китай и ОАЭ. Платформа действует на основе блокчейна и позволяет достичь сопряжения национальных систем цифровых валют центральных банков (CBDC), устраняя при этом необходимость использования в расчетах коммерческих банков-корреспондентов. Взаимодействие между платформами CBDC осуществляется за счет кроссчейн-моста - эта технология позволяет передавать токены или другие данные из одного блокчейна в другой.
За счет проекта mBridge количество шагов при проведении транзакций можно значительно сократить, обеспечив прямую связь между местными банками получателя платежа и плательщика и поддерживая при этом функциональную совместимость с внутренними платежными системами участников.
В пользу использования mBridge как прототипа для проекта BRICS Bridge следует отнести не только участие в нем ряда стран группы, но и децентрализованный характер платформы, что позволяет снизить зависимость от использования инфраструктуры западной платежной системы. С технической точки зрения проект также выглядит вполне реалистично. Но проблемой может стать достижение консенсуса среди участников БРИКС, особенно учитывая, что в 2024 году их количество удвоилось и в организации сейчас 10 стран, некоторые из них имеют свои приоритеты в области построения альтернативных платежных систем.
Наиболее активно за создание альтернативных платежных механизмов выступают Россия и Иран - именно они столкнулись с самыми жесткими санкциями со стороны Запада. Проекты BRICS Pay и BRICS Bridge разрабатываются, прежде всего, Россией. При этом Иран, поддерживая подобные инициативы, высказывается и в пользу создания единой валюты БРИКС. Остальные участники БРИКС постепенно вовлекаются в обсуждение, одновременно предлагая и свои альтернативные проекты, как в случае с участием ОАЭ в проекте mBridge. И, наконец - Индия и Южная Африка всё ещё сдержанно относятся как к проекту создания единой валюты, так и к разработке общей платежной системы БРИКС.
Отдельно следует упомянуть о позиции Бразилии, которая в 2025 году принимает эстафету председательства в БРИКС. Именно Бразилия на данный момент является наиболее активным сторонником создания единой расчетной единицы организации - о поддержке этой идеи президент страны Лула да Силва заявил ещё в 2023 году.
Важным для перспектив финансовой интеграции в рамках БРИКС является и тот факт, что Китай не является ключевым инициатором разработки общих платежных систем или единой расчетной единицы, - его участие в проекте mBridge скорее носит характер эксперимента. Основную ставку китайцы пока предпочитают делать на собственные проекты по интернационализации юаня и продвижения своей трансграничной межбанковской платежной системы. Разумеется, создание валюты или единой платежной системы БРИКС дает Китаю дополнительные возможности с точки зрения сдерживания западного давления, однако Пекин явно предпочитает пока не активизировать свою деятельность на этом треке. Так что, исходя из осторожной позиции Китая и ряда других стран БРИКС, говорить о скором создании новой платежной платформы пока рано.
Также, имеются ещё два ключевых вопроса относительно создания платежной системы БРИКС, которые пока не получили должного обсуждения. Прежде всего, это последствия создания такой системы для национальных экономик - ликвидности банков, инфляции, обменного курса и в конечном счете благосостояния домохозяйств. По предварительным оценкам, эффект может быть положительным за счет сокращения издержек, связанных с проведением расчетов, и последующего снижения цен. Однако необходимы более детальные исследования в этой области. И если основной задачей создания платежной системы является более эффективное проведение трансграничных платежей, то должно быть и понимание того, какой ценой такая цель, с точки зрения макроэкономической стабильности, достигается.
Второй вопрос заключается в том, каким обеспечением должна обладать единая валюта или система расчетов стран БРИКС? Многие ратуют за использование для этого золота и других природных ресурсов. Но здесь сразу возникает проблема возможной волатильности подобного рода активов. Гораздо более надежным обеспечением стала бы макроэкономическая стабильность стран БРИКС и, прежде всего - ограничения на уровень бюджетного дефицита, а также государственного долга. И тут пока что можно отметить значительные бюджетные и долговые проблемы, которые испытывают как новые члены БРИКС (Египет, Эфиопия), так и ветераны «пятерки», такие как Бразилия и Южная Африка. А следовательно, вместо ресурсного обеспечения новой платежной системы, гораздо больше внимания следует уделить насущным проблемам экономической стабильности стран БРИКС.
***
ИМХО
Естественно, что решение по системе платежей в БРИКС+ будет найдено. Но, исходя из уровня существующих проблем, которые требуют решения в этой связи, страны объединения вряд ли окажутся готовыми к созданию такой системы даже на саммите БРИКС+ в Бразилии 2025 года.
Во всяком случае я буду очень удивлён, если такое случится…