По словам Лоренса Котликоффа, профессора экономики в Бостонском университете, реальный бюджетный дефицит Америки в 2017 году составит около 6 триллионов долларов, что в 9 раз больше анонсированного Казначейством США на прошлой неделе дефицита в 666 миллиардов долларов.
«Наша страна разорена» - говорит Котликофф, оценивающий общие правительственные долги США в более чем 200 триллионов долларов, с учётом необеспеченных обязательств - «Мы в худшей форме, чем Россия, Китай или любая развитая страна».
Что ещё хуже, по словам Котликоффа - правительственные чиновники хорошо знают, что многие американские долги и накапливаемые обязательства просто втихую списываются с баланса. Но они об этом молчат.
Конечным результатом этого является, де-факто, «двухъярусная» финансовая отчетная система, где политики и инсайдеры обладают доступом к погребенным в сносках ключевым данным по необеспеченным обязательствам, указывающим на огромные проблемы в экономике. А тем временем, граждан, в речах президента и Конгресса заверяют, что хотя ситуация и непростая, но в целом всё в порядке.
Согласно Котликоффу, последовательно выступающему за бюджетную честность, эта проблема, в основном, связана с тем, что американское правительство тратило почти все 795 миллиардов долларов удерживаемого с зарплат американцев налога на соцобеспечение на выплату текущих обязательств, вместо того чтобы инвестировать их в пенсии.
В итоге у американского правительства просто нет денег, чтобы производить все обещанные выплаты. Политики знают о неизбежности грозящего дефолта, но пока еще не придумали, как это деликатно подать населению.
У Котликоффа по этому поводу есть решение - он убежден, что американское правительство должно ввести то, что называется «учетом бюджетного дефицита», включающим все будущие поступления и расходы. Суть этой идеи заключается в том, чтобы американцы знали, сколько денег их политики берут в долг и тратят. Так они смогут принимать лучшие решения о полезности проведения такой политики.
Если бы американское правительство обнародовало финансовый отчет с учетом 200 триллионов необеспеченных обязательств, то активное в трудовом плане население могло бы принять иные решения относительно своих пенсионных сбережений.
К сожалению, текущая практика американского правительства, вдохновленная кейнсианскими мыслителями, вроде Пола Кругмана, сводится к тому, что правительство тратит, взыскивает в виде налогов, берет в долг и печатает огромное количество денег в попытке поддерживать стабильную работу экономики с максимальной нагрузкой.
По сути, движущая идея заключается в том, чтобы оставить решение накапливающихся проблем будущим поколениям.
Многие пытаются это изменить… Более 1200 лучших экономистов страны подписали двухпартийный законопроект, требующий от Управления Конгресса по бюджету постоянно вести учет бюджетного дефицита и будущего долгового бремени.
Дэвид Хауден, профессор экономики и академический вице-президент Канадского института Людвига фон Мизеса, описывает совершенно четкую экономическую теорию в отношении измерения правительственных обязательств, в частности, с использованием бюджетного дефицита с бесконечным горизонтом. Он говорит о том, что рассуждения Котликоффа «вполне здравые».
На самом деле эта методология уже испытывалась Джорджем Бушем-старшим, включившим учет бюджетного дефицита в свое бюджетное планирование. Однако администрация Билла Клинтона прекратила эту практику, заработав в процессе большие политические очки.
Даже сегодня, спустя десятилетия, мало кто осознает, что Клинтону удавалось достичь бюджетного баланса, при этом не учитывая долги американского правительства.
Но республиканцы были не глупы. Когда они увидели, что нет никакого политического наказания за подтасовку бухгалтерии, они подхватили эту идею, и теперь эту политику продолжает администрация Трампа.
Из всего этого можно вынести несколько уроков. Да, некоторые альтернативные подсчеты бюджетного дефицита указывают на то, что всё может быть не так плохо, как говорит Котликофф.
Другие говорят, что проблема действительно существует, но систему можно исправить, если лишить пенсий тех, кто зарабатывает больше определенного уровня, или отсрочив уход на пенсию.
Но даже при реализации самых лучших сценариев развития ситуации Котликофф прав в одном важном вопросе: Америка неспособна вовремя выполнить свои обязательства. А это определение банкротства.
В некотором смысле вряд ли должно удивлять, что политики утаивают этот факт. Потому что, если Америка действительно в худшей экономической форме, чем Россия или Китай, избиратели могут задуматься над тем, кто должен ими руководить.
https://www.sprottmoney.com/Blog/kotlikoff-america-in-worse-financial-shape-than-russia-or-china-peter-diekmeyer.html ***
ИМХО
Можно, конечно же, отмахнуться от подобной информации, со словами: «Чего нам морочить себе мозги - американские проблемы пусть решают сами американцы». Это да, но в нынешних реалиях, когда мировая экономика базируется на долларе США и от него зависит, так не получится…
А так как внесение каких-то здравых корректив в действия американского руководства и ФРС пока не предвидится, всем (не только американским гражданам, но и гражданам остальных стран) остается только готовиться к грядущим экономическим перипетиям, о тяжести которых сейчас можно только догадываться.
Ну а пока даю ссылку на материал «для внеклассного чтения». И пусть он несколько из иной сферы, но всё же дает возможность оценить и принять к сведению то, как может действовать государственный аппарат в сложных ситуациях. Тем более, что чиновничеству присуще искать ответы на новые вызовы в былой практике )))).
http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10092994