В августе 1971 года президент США Никсон своим указом отменил обмен долларов на золото и таким образом уничтожил средство погашения долгов. С тех пор долги в мире стали расти по экспоненте. Долги обеспечиваются долгами, опираются на долги и с помощью долгов создается дополнительный объем долгового плеча.
Но такая ситуация не может длиться бесконечно. Быстро приближается то время, когда по всем этим долгам будет объявлен дефолт. В ныне существующей порочной денежной системе долг одной стороны - это одновременно «деньги» другой. Поэтому дефолт должника повлияет на кредиторов (которые, как правило, сами являются должниками каких-то других кредиторов), заставив их тоже объявить дефолт… и так далее. Когда все это начнет происходить по-настоящему, банковская система будет уничтожена, а вместе с ней и все «деньги». Бумажные валюты этого пережить не смогут. В данный момент мы наблюдаем ранние стадии этого процесса в Европе и Японии. А последней остановкой на этом пути будут США.
Цель этой статьи - дать сигнал раннего предупреждения и объяснить реальную механику всего происходящего. В противоположность популярному мнению, все это будет происходить вовсе не из-за того, что ЦБ станут увеличивать размер денежной базы до бесконечности. Скорее всего, он даже может сократится - чего я, собственно, и ожидаю. И в связи с этим, для понимания конечных стадий смертельного заболевания нынешней монетарной системы мы должны понимать роль золота.
Большинство трейдеров определяют «баквардацию» товарного ресурса как возникновение ситуации, при которой цена поставки ресурса в будущем (фьючерса) становится ниже, чем цена на поставку этого же ресурса в данный момент. На каждом рынке всегда есть две цены на товар - покупки и продажи. Чтобы продать товар надо придерживаться цены продажи, а чтобы купить - заплатить установленную цену покупки. Так вот, когда складывается ситуация баквардации, можно продать какой-то товар за деньги и одновременно с этим купить фьючерсный контракт, что позволит заработать в некой перспективе, так как при баквардации цена покупки товара с немедленной поставкой оказывается выше, чем цена его приобретения на фьючерсном рынке. Отметим, что при такой сделке ваша позиция, в итоге, остается неизменной - вы начинаете операцию с определенным количеством товара и заканчиваете (по истечении срока контракта) с тем же количеством товара + некоторая прибыль.
Многие товары, как например пшеница, производятся сезонно, но потребляются более равномерно в течение всего года. Непосредственно перед началом жатвы, спотовая цена (с немедленной поставкой) на пшеницу, как правило, находится на самом высоком уровне по отношению к её цене на фьючерсном рынке. Это объясняется тем, что запасы пшеницы на складах очень низкие, в связи с чем покупателям приходится платить более высокую цену за срочную поставку. В то же время, все знают, что зерно нового урожая уже скоро поступит на рынок и цена, если у покупателя есть возможность немного подождать, на него будет ниже. Это один из примеров баквардации.
Баквардация обычно сигнализирует о дефиците ресурса. Соответственно, любой владелец ресурса может получить безрисковую прибыль, совершив поставку ресурса сегодня, а затем опять вернувшись в него чуть позже. И Еесли такую тактику использует все большее количество трейдеров, то цена продажи на спотовом рынке начнет падать, а на будущие поставки расти, пока баквардация не исчезнет.
Реальные случаи баквардации обычно не длятся настолько долго, чтобы их смог заметить розничный трейдер, не говоря уже о том, чтобы на них заработать. Иными словами, рынки обычно не предлагают безрисковых прибылей. Однако в случае пшеничной баквардации, например, она может длиться неделями, но возможности поживиться здесь практически нет, так как на рынке уже нет лишней пшеницы и возникает её действительный дефицит.
Может ли баквардация проявиться в торговле золотом? Оно ведь не в дефиците. Но изобилие следует измерять правильными методами. Дело в том, что цена на золото практически не падает, независимо от того, сколько его добывается и излишков на золотом рынке, которые могли бы обрушить его цену, не возникает.
Итак, что означает более низкая цена на будущие поставки золота по сравнению с более высокой ценой на спотовом рынке (с немедленной поставкой)? По определению, это означает, что есть дефицит золота, поставляемого на рынок. Значение золотой баквардации заключается в том, что возникает отсутствие веры в его гарантированных будущих поставках.
С обычными ресурсами дефицит физического товара для немедленной поставки разрешается с помощью повышения цен. Например, при достаточно высокой цене на пшеницу спрос упадет до уровня, на котором существующих запасов будет достаточно для удовлетворения сниженного спроса. Но как быть, когда возникает недостаток доверия? До сих пор вопрос решался с помощью более высоких цен. Высокие цены выманивают золото «из-под матрасов». Золото впервые оказалось в баквардации в декабре 2008 года. Тогда можно было заработать 2,5% прибыли (в годовом исчислении) от продажи физического золота и одновременной покупки контракта на поставку в феврале 2009 года. Но когда баквардация станет постоянной, доверие к рынку золотых фьючерсов рухнет. В отличие от пшеницы, миллионы людей и организаций владеют достаточным количеством золота, которое можно продать на физическом рынке и купить вновь через фьючерсные контракты. Но когда они решат не поступать таким образом, это станет началом конца финансовой системы. Почему? Потому что возникнет неверие в то, что золотой фьючерс будет исполнен и его владельцы в перспективе получат физическое золото.
А если нет веры в то, что бумажные фьючерсы будут исполнены, то ни у кого нет оснований полагать, что они смогут получить золото в будущем. Так что рано или поздно продавцов золота на рынке физического металла просто не останется и рост цен уже не сможет излечить существующую постоянно золотую баквардацию.
У обычных товаров есть предел тому, сколько покупатели готовы платить за него, исходя из нужды, наличия заменителей, а также других потребностей покупателя, которые необходимо удовлетворить в рамках имеющегося бюджета. Чем выше цена, тем больше владельцы и производители будут иметь мотивацию продавать, и тем меньше потребители будут мотивированы покупать. Так что в данном случае, лекарство от высоких цен - высокие цены.
Но с золотом всё обстоит иначе. В отличие от пшеницы его не покупают, чтобы потреблять. Некоторые владеют им для спекуляций на росте его бумажной цены, но этих спекулянтов заменят те, кто будет владеть золотом, потому что оно и есть деньги.
И как только владельцы золота потеряют уверенность, никакие изменения цены не вернут доверия бумажным валютам. У золота не станет «достаточно высокой» цены, которая будет препятствовать покупкам или поощрять продажи. Это значит, что золотая баквардация не только возникнет на какой-то момент, она станет постоянной.
Рассматривая ситуацию с желающими продавать и покупать, следует отметить еще один момент. В периоды кризиса всегда исчезают желающие продавать, а вот в покупателях недостатка обычно нет. Беспрерывную золотую баквардацию можно рассматривать как исчезновение желания продавать физический металл за необеспеченные государственные долговые бумаги, то есть - за банкноты центральных банков.
Баквардации в драгоценных металлах вроде бы не должно быть, потому что золота хватает. Однако тот факт, что она уже происходила и продолжает временами происходить, означает, что в какой-то момент она неизбежно станет постоянной. Эрозия веры в бумажные деньги - это односторонний процесс, хотя она, конечно, не двигается по прямой линии. Но она постепенно будет становиться все глубже и глубже, тогда как долларовая цена на золото будет расти, вероятно, по экспоненте.
Последним шагом станет полное исчезновение желающих менять золото на «бумагу». В тот момент предложение необеспеченных денег за золото станет неограниченным и поэтому «бумага» без золота неизбежно рухнет.
В связи с этим можно сделать вывод, что постоянная баквардация золота, приводящая к исчезновению желания продавать золото за необеспеченную валюту - это неизбежный путь к долговому краху. Правительства и другие заемщики уже давно прошли точку, в которой они ещё могли погасить свои долги. Теперь они просто «перекатывают» долги и проценты по ним, по мере наступления срока погашения. Это создает уязвимость к рыночному спросу на их облигации. И когда случится аукцион, на который невозможно будет привлечь покупателей, игра будет окончена. Объявят ли они формальный дефолт, или же просто напечатают валюту для оплаты долгов, уже не будет иметь никакого значения.
Если владельцы государственных облигаций при возникновении кризиса продадут свои бумаги, они получат в оплату только бумагу. Что касается владельцев золота, то у них есть возможность полностью отказаться от обмена золота на бумагу. Когда это произойдет, случится кардинальный разрыв между золотом и необеспеченными бумажными обязательствами. При этом, реальные товары и услуги однозначно встанут на сторону золота и в течение нескольких месяцев бумажные деньги утратят всякую ценность.
Сейчас золото официально не признается основой финансовой системы. Но, тем не менее, оно остается необходимым её компонентом. И когда его заберут с рынка, всемирный режим необеспеченных бумажных денег прекратит своё существование.
Кит Виннер (трейдер и аналитик, сторонник австрийской школы экономики).
***
ИМХО
Описанная выше ситуация, скорее всего, произойдет. Но, предсказать срок её наступления, крайне проблематично. А это значит, что готовиться к такому развороту событий, желательно заранее. И, разумеется - в силу имеющихся финансовых возможностей каждого…