Тайна священного коллайдера.
Мир готовится к запуску Большого Адронного Коллайдера, перенесенному на ноябрь. Одни ждут от него конца света, другие - раскрытия тайны сотворения мира. Пока неизвестно, чем обогатит коллайдер физику, зато он уже внёс немалый вклад в современную мифологию.
«Это просто коллайдер какой-то!», - удивляется друг своей трубке, в которую влезла особенно изрядная порция табака. Ожидание «эксперимента века», подогреваемое новостными агентствами, сделало коллайдер популярной темой кухонных разговоров. Да и как тут остаться равнодушным - учёнейшие из мужей торжественно совершают загадочные ритуалы и со странной настойчивостью заверяют нас, что к концу света их действия не приведут, не нужно поддаваться панике. Знаете народное поверье о том, что наше подсознание не понимает частицы «не»?
Журналисты уцепились за спасительный конец света, чтобы не морочить людям голову заумными теориями, понятными только касте учёных. Интересно, что мы вообще готовы принять мысль о том, что «физики контролируют конец света». Еще запомнилось успокоительное: если в результате эксперимента и возникнут черные дыры, то совсем малюсенькие. Вода на ту же мельницу мифического всемогущества ученых - черные дыры в распоряжении науки, скоро их будут изготовлять промышленным способом. В других новостях пишут, впрочем, что уже изготовляют.
Какое все же двойственное отношение к ученым - платят им копейки, девушки им на шею тоже вроде не кидаются, и в то же время именно от них ждут откровений о тайне сотворения мира или, на худой конец, конца света. Одни верят в мистику и эзотерику, другие, так же истово - в науку. И между ними больше общего, чем кажется. Эзотерика приобрела наукообразный вид, там давно правят бал пришельцы, торсионные поля и прочие космические энергии. Современные гуру в большинстве своём «академики», а ауру определяет компьютерная диагностика. А с другой стороны баррикад жрецы науки успокаивают паству по поводу конца света, и судя по их уверенности, тайну сотворения мира, как и остальные тайны, они уже познали.
В конце 20 века немало шуму наделала книга Джона Хоргана «Конец науки», содержащая беседы с самыми именитыми учеными о том, что сюрпризов больше не будет, все главное уже известно, осталось уточнить детали. Они действительно так думали! И это несмотря на
то, что большинству из них была прекрасно известна идентичная ситуация, сложившаяся в конце 19 века, когда иллюзия того, что все основные законы мира уже познаны, сменилась ошеломляющим переворотом в науке, начатым Эйнштейном. Видимо, конец века располагает к таким мыслям. Приходит на ум и другая параллель - с «Концом истории» Фрэнсиса Фукуямы, написанным примерно в то же время, что и книга Хоргана. И ведь был момент, когда все уже почти поверили в конец истории…
Главное сходство между верующими в науку и религию - в том, что они верующие, то есть твердо знают, как устроен мир. Мы верим, что научные формулы и факты - сама «объективная реальность», принимаем сложившуюся научную картину мира за окончательную истину. А между тем, очередная научная революция уже происходит! На фестивале науки, проходившем в октябре в МГУ, больше всего меня поразило, что сразу трое крупных учёных из разных областей, не сговариваясь, произнесли - «в нашей области сейчас происходит научная революция». Взять хоть астрофизиков, выяснивших, что наша вселенная почти полностью состоит из «темной материи» и «темной энергии». «Тёмная» в этих словосочетаниях значит очень простую вещь - неизвестная, не регистрируемая имеющимися у нас сегодня приборами, так что «тёмные» тут скорее мы сами.
Говорил я как-то об этом с астрофизиком, открывшим между прочим не что нибудь, а кластер галактик (вот, оно, могущество, как тут не уверовать в науку?). Решился спросить: «раз так мало нам известно, может и вокруг есть силы, неизвестные нам? Вот хоть те, что экстрасенсы используют». Чтобы, краснея, выдавить из себя слово «экстрасенсы», мне потребовалось изрядное усилие, а чтобы написать его в этом тексте - еще большее. Это же позор, для верующего в науку произносить такие слова! А для жреца науки подобная ересь особенно опасна, - здесь уже не просто выставляешь себя на посмешище, а рискуешь карьерой. Мой астрофизик, конечно, тоже смутился… Короче говоря, убоявшись впасть в лженауку, не смогли мы как следует обсудить эту тему.
Но если между людьми, увлечёнными наукой, не получается разговора о неизвестном на сегодняшний день (а для любопытных это ведь самая интересная тема) - значит не всё в порядке в научном королевстве.
Андрей Константинов, Русский Репортер.
К счастью, редактор спас меня от позора и всеобщего порицания и вырезал абзац "про экстрасенсов" (ой, опять пришлось произнести слово, которое не говорят в приличных кругах). Мы ведь не желтая пресса, а приличный журнал. Надеюсь и читатели мои не последуют моему плохому примеру и поостеригутся упоминать тут табуированное слово. Только сумашедшие и домохозяйки могут, что с них возьмешь? Да и вообще, это ведь колонка не про них, сами знаете кого на букву э, а про нашу с вами психологию.