Все что вы хотели знать о буддизме в России...

Oct 16, 2012 13:53

Оригинал взят у sasha_siniy в Все что вы хотели знать о буддизме в России...
Не так давно мой знакомый со старой работы постучался ко мне в Фэйсбук и попросил контакты какого-нибудь компетентного человека, с которым можно было бы провести интервью на тему современного буддизма в России и буддизма в целом. Я сразу дал контакты президента московского буддийского центра Карма Кагью, главного редактора журнала Буддизм.ру Лены Леонтьевой. Кроме того, что она буддийский учитель, она еще и ученый-буддолог. Он тут же с ней связался и интервью взял.

Оно получилось великолепным. Журналист не буддист, хоть и хорошо знакомый с теорией, задавал очень важные вопросы. Именно те, о которых чаще всего спрашивают люди, которым интересен буддизм. Еще поднял сложные темы. Спросил о тех вещах, о которых часто спорят, о том в чем нас обвиняют и почему.



Я бы назвал эту статью так:
Все что вы хотели знать о современном буддизме в мире и в России и о школе Карма Кагью в частности, но не знали, у кого спросить

Елена Леонтьева: Буддизм учит жизни
Беседовал - Алексей Яровит
Фотограф - Александр Тутаев.

Кто такие русские буддисты? Чем так привлекает современный западный мир учение принца Сиддхартхи Гаутамы? Как в нашей бренной земной жизни побыстрей достичь Просветления? Ответы на эти вопросы знает ЕЛЕНА ЛЕОНТЬЕВА, ученый-буддолог, глава московского буддийского центра Карма Кагью, главный редактор журнала Буддизм.ру...

- Елена, русский буддизм, русские буддисты - кто они, что это за феномен?

- Я бы сказала, что в буддизм идут в основном люди образованные, со средним возрастом около 35 лет. Эти люди пожили немного при социализме, потом пережили все эти разрушительные перипетии в нашей стране и, продолжая находиться в личном духовном поиске, пришли к умиротворяющему учению Будды.
Причем, мое мнение, что эти люди никогда бы не смогли стать православными и вообще христианами. Кроме того, не смогли бы быть теистами в целом. Потому что они не хотят верить, они хотят знать и переживать что-то на собственном опыте.

- Это принципиальный момент - отказ от веры?

- От веры как таковой. Не лично в Иисуса Христа, а от веры, как принципа жизни.

- В теистический концепт, понятно. Но с другой стороны, часто же можно слышать, что буддизм это политеистическая религия.

- Это не так.

- Но в буддизме же огромное количество богов, духов, демонов, других сверхъестественных существ. Понятное дело, что все они находятся в круге сансары и каждый человек, в частности, может переродиться в очередного бога. Но, все-таки божествам же отдельные буддисты поклоняются?

- Нет. Богов буддисты не почитают, они им сочувствуют. В молитвах-призываниях просят о благе для них. Ведь каждый, кто находится в сансаре, страдает. А богам из этого состояния выйти и достичь просветления значительно сложней, чем человеку. У них очень велик шанс переродится после своей жизни в одном из самых низших в иерархии буддизма миров. Например, в мире адских существ.

- Они являются носителями и подателями каких-либо благ, благодати, милостей?

- Не являются. Вообще их называют богами, просто потому, что они «живут, как боги». Слово «лха» тибетское или санскритское «дэва» мы переводим как «бог» или «божество» лишь потому, что их жизнь напоминает жизнь божеств. На самом деле они никак не влияют на человеческий мир. Ничего здесь не решают. У них вообще нет божественных функций, как их принято понимать в теистических концепциях.

- Это утверждение верно вообще для всех буддийских традиций?

- Конечно. Я бы сказала так… согласно доктрине - для всех традиций абсолютно. Но, что касается непосредственно практики, то есть того, что делают конкретные люди в храмах, то, конечно - на Востоке, как и на Западе, есть масса людей, которым просто нужен Бог. Они хотят верить в какого-то конкретного бога. Они и верят в Будду как в Бога. Со всеми вытекающими отсюда обрядами и суевериями.
Доктрина же четко говорит прописную для буддизма истину: бога нет как творца; нет момента творения; бог не управляет ни человеческой жизнью, ни космосом.

- При всем при этом в буддизме махаяны и ваджраяны есть такой любопытный феномен, как институт бодхисаттв.

- Да. Но бодхисаттвы - это совсем другое. Во-первых, это люди. Достигшие сначала освобождения от страданий. Люди, которые живут для блага всех без исключения существ. Почему они достигают такого уровня? Потому что сначала они дают обет бодхисаттвы: «Обещаю стремиться/достичь Просветления, для того чтобы привести к нему всех остальных».
Это человек, который положил всю свою жизнь для работы на благо всех, для того чтобы их осчастливить и освободить. При этом зная, что насильно этого не сделать.
Бодхисаттвы идут этим путем. Затем они достигают того состояния, на котором у них исчезает собственное эго, самость - т.е. привязанность к реальности самого себя. Это и называется освобождением. И дальше они уже считаются свершившимися, состоявшимися бодхисаттвами.

- Это ведь высшее благо в буддийском пантеоне махаяны и ваджраяны?

- Почти. Это первая ступень на пути достижения цели. Последняя - просветление. С момента освобождения и до просветления бодхисаттвы проходят десять т.н. «бхуми» - ступеней/шагов.

- С бодхисаттвами верующие как-то взаимодействуют?

- Разумеется. У бодхисаттв, которые живут в человеческом теле, - буддисты учатся. На тех, которые не в человеческом теле, а в теле, т.н. «энергии и света» - медитируют (но это особенность ваджраяны). Есть и мирские бодхисаттвы - не связанные с буддизмом. Это просто добрые люди, которые самоотверженно служат другим - врачи, учителя, даже некоторые полководцы или политики…

- Иными словами…если мы вернемся к русским буддистам. В соответствии со сказанным вами, это - некая интеллектуальная прослойка социума, которая ставит своей первостепенной задачей заниматься практикой самосовершенствования, а не практиками взаимодействия с какими-либо имманентными или трансцендентными персонифицированными божествами?

- Ну, если говорить научным языком, то - да, можно так сказать. Но, кроме того, что эти люди большей частью образованы, они достаточно независимы и им, в первую очередь, интересны возможности ума. Им интересен не внешний Абсолют, а то, на что способен их собственный ум.
Продолжение

друзья, Буддизм, интервью

Previous post Next post
Up