![](https://farm5.staticflickr.com/4631/26511955398_be9a1bc39c_c.jpg)
“Беньямин не был систематическим мыслителем. Он не сделал никаких новых обобщений”. Двумя страницами ниже Джон Бёрджер, британский писатель и арт-критик, автор книги “Фотография и ее предназначение”, в эссе “Вальтер Беньямин” (1970) вопрошает и ответствует: “Почему Беньямина как мыслителя начинают ценить лишь сейчас, почему его влияние, вероятно, будет расти и дальше (…) Пробудившийся интерес к Беньямину совпадает с текущим стремлением марксизма переосмыслить себя; этот процесс идет по всему миру, даже там, где он считается государственным преступлением”. Если отбросить “марксизм” и “государственные преступления” (по большому счёту их нельзя отбрасывать), всё процитированное относится и к другим моим любимым не-систематическим мыслителям: Эмилю Чорану и Симоне Вейль. Более того, смею предположить, что переводы на русский последней (поклоны Н. Ликвинцевой, А. Шмаиной-Великановой, П. Епифанову) есть более важное событие, чем переводы великого и систематического Мартина Хайдеггера, встреча с которым сейчас вынужденно будоражит лишь ученических, будущих академических.