Китай - Россия: разные модели экономик на примере автопрома

Jan 22, 2010 01:17


Попалась статья в газете



Китай и Россия примерно поровну потратили на поддержку продаж автомобилей. И результат одинаковый: изменение рынка почти на 50%. Только с разным знаком: в Китае - рост, а в России - падение. В чем дело?


Попробуем понять, почему же одинаковый объем помощи китайскому и российскому автопрому привел к противоположным результатам и что из этого следует.

Каково отличие китайской и российской экономической модели? А отличие простое: китайская экономика - «мировая фабрика» готовой продукции. Она работает на экспорт, используя свои преимущества - самую дешевую в мире рабочую силу и трудолюбие китайского народа. Под эти преимущества удается привлекать в страну максимальные инвестиции, часть из которых остается в Китае, способствуя экономическому развитию страны. Но для того, чтобы покупать автомобили в других странах, у китайцев просто нет денег. Пока, разумеется. Сегодня им гораздо дешевле сделать автомобиль у себя, пусть и не очень высокого качества, но зато доступный по цене, и предложить этот автомобиль на внешний рынок.

Решение российского руководства по включению страны в международное разделение труда привел к противоположному результату. В России труд гораздо дороже, чем в Китае. Поэтому конкурентных преимуществ у «фабрики Россия» нет. Продукция этой «фабрики» на международном рынке неконкурентоспособна по цене, а о качестве судить уже невозможно из-за отсутствия самой продукции, поэтому инвесторы в «фабрику Россия» вкладываться не спешат. Поэтому место России - экспорт того, во что труда вложено как можно меньше. Лучшим таким товаром являются природные ресурсы в чистом виде - земля, вода, воздух и неблагоприятный климат. Но эти ресурсы пока массово не экспортируются. Поэтому на экспорт идут товары с минимальным содержанием труда - сырье и полуфабрикаты. А вместо них ввозятся готовые изделия, в том числе и автомобили. Поэтому Россия вынуждена продавать дешевый товар (сырье) и покупать дорогой (готовые изделия) и постоянно работает себе в убыток, а деньги из экономики уходят в страны-производители, в тот же Китай, например. Поскольку автомобили все-таки нужны российским гражданам, то купить импортный автомобиль предпочтительнее, чем купить отечественный.

Теперь с мерами по поддержанию автомобильного производства.

Китай простимулировал спрос на автомобили, дал кредит покупателям, которые приобрели китайские автомобили, китайский автопром расплатился с рабочими, рабочие купили отечественные (китайские) товары, самые дешевые в мире, и цикл производство - потребление замкнулся внутри страны. Правительственная помощь китайскому автопрому пошла на пользу китайской экономике, финансы остались в стране и повысили благосостояние населения, которое купило столько автомобилей, сколько было запланировано правительством..

Россия также простимулировала спрос на автомобили, дав кредиты покупателям, а у автопрома списав долги. Выручка автопрома превратилась в зарплату рабочих, которые на нее купили импортные товары (российские слишком дороги и практически не производятся - посмотрите на то, что лежит на магазинных полках), и зарплата ушла за рубеж, не попав в отечественное производство и не замкнув производственный цикл. Правительственная помощь российскому автопрому пошла на покупку импортных изделий - одежды, еды, тех же автомобилей. У населения появилась одежда, еда и автомобили, но не стало денег. Одежду износили, еду, естественно, съели, поэтому и отечественных автомобилей купили меньше - часть средств ушла за рубеж.

Такого рода экономическая модель в России постоянно будет приводить к кризису внутри страны независимо от состояния мировой экономики. Продавая дешевое сырье и покупая дорогую продукцию, российская экономика едва сводит концы с концами, находясь в хроническом кризисе,. И он будет в стране всегда, поскольку импортное готовое изделие всегда дороже, чем отечественное сырье, из которого оно изготовлено.

О выводах пусть думает правительство. Но есть два варианта:

- изменить экономическую парадигму и удалять Россию из мирового разделения труда;

- создавать в стране условия для внутреннего производства, не соревнуясь с импортной продукцией в ценовом сегменте. За рубежом покупать только то, что в России невозможно произвести принципиально, а внешний рынок отделить от внутреннего таможенными барьерами, стимулирующими отечественное производство.

Тогда и люди будут при работе, и возникнет необходимость в долгожданных инновациях, и коррупция не будет вымывать деньги из страны.

Previous post Next post
Up