тенденции в постсоветском (да и не) социалистическом движении

Aug 02, 2015 23:37





Максим Осадчук
Вчора о 16:51 · Змінено ·

Майдан и последующие события в Украине довольно четко обозначили две тенденции в постсоветском (да и не только) социалистическом движении. Их созревание с разными темпами шло с момента распада СССР, а ситуация радикального политического противостояния 2014 - 2015 гг. заставила представителей обоих лагерей раскрыть, наконец, карты.



Для первых левый проект, независимо от их деклараций и самоидентификации, сводится к построению сильного патерналистского государства, обеспечивающего определенный уровень социальных благ для каждого в обмен на ограничение или даже упразднение политической демократии. Сторонники этого подхода в крайних своих вариациях мало отличимы от имперцев и прочих государственников, отсюда симпатии к авторитарной модели, а также подчас принимающая патологические формы очарованность советским опытом. Из всего этого закономерно вырастает геополитическое мышление и по факту отказ видеть в современных революциях - от Тахрир до украинской - что либо, кроме попыток изменения мирового баланса сил, инспирированных, разумеется, из-за океана.

Вторая группа опирается на диаметрально противоположное представление о левой политике. С ее точки зрения генезис социализма связан не столько с теориями о централизованном "рабочем государстве" и диктатуре пролетариата, сколько с гуманизмом и последовательным развитием либеральных идей о свободе личности и демократическом суверенитете, которое в конечном счете приводит к осознанию необходимости ликвидации классового угнетения и государства как такового.

Неслучайно первые в подавляющем большинстве критически отнеслись к Майдану, вплоть до призывов к Януковичу "действовать решительно", а позже активно поддежали российскую интервенцию под ширмой защиты народных республик и "уважения к самоопределению Крыма". Вторые же - опять-таки вполне логично - увидели в февральской революции то, чем она и была, - восстанием против формировавшейся семимильными шагами диктатуры, а кроме того - попытку радикально расширить простанство политической свободы в Украине. Насколько удачной - конечно, отдельный вопрос.

В общем, от того, как эффективно получится изолировать государственников и им сочувствующих, прямо зависит успех демократических социалистов, которые, по-хорошему, только и могут называться левыми. Союзы и тактические маневры здесь, очевидно, неуместны в принципе.

Насустрач выбарам

Previous post Next post
Up