Oct 21, 2010 00:12
Очередной раз возник вопрос: о чем кричат поезда в метро?
Про второй концерт писать не буду, не знаю, что писать.
Лучше про третий)
Перед концертом со мной решил поговорить один мужичок, диалог был короткий, но он посоветовал послушать 1 симфонию Скрябина. [В стек.]
В Берга очередной раз я не въехала..
А Малер очень даже здорово)
Итак, более детально про Малера:
Мысль, которая меня саму поразила: "Первая часть в вариационной форме", уж не знаю, на сколько это правильно, но закончив музыкалку никогда не задумывалась о форме по собственной воле.. А еще в середине первой части, как мне кажется, есть маааленький фрагментик из основной темы 5 симфонии.. буквально несколько нот, но они звучат как предвестники бури, которой пока нет, в которую может даже трудно поверить, особенно в первой части.
Опять-таки у Малера есть очень красивые мотивы, очень изящные, хрупкие, опять этот аккуратно исполненный звук. Один из примеров этого - конец первой части, из тишины возникают скрипки, вначале пиццикато, а потом будто весь ансамбль уносит в каком-то танце.
Во время прослушивания пыталась создать какой-то цельный образ, но выходили только отрывки, придя домой решила все-таки прочитать про основную идею. Пишут "Открывает симфонию краткое вступление, напоминающее звон волшебных колокольчиков; этот звон возвещает начало «кукольного бала».". Мне это скорее представлялось зимней дорогой в упряжке, ведущей на какой-то бал.. Но каждый раз эта тема изменялась, изменялась, становилась более напряженной..
Далее написано:
"Заканчивается Четвертая симфония финалом на текст из собрания немецких народных песен «Волшебный рог мальчика» ... Называется эта песня Das Himmlische Leben, что можно перевести и как «Райская жизнь» и как «Жизнь на небесах». В этой песне бедный мальчик видит бесчисленные столы, которые ломятся от фруктов, сладостей и свежей рыбы, он созерцает танец одиннадцати тысяч волшебных дев. Правда, оказывается, что это загробный сон, райский сон, потому что мальчик уже умер, и все предшествующие части симфонии, включая первую, были прелюдией к этим грезам на том свете. То был сон, после которого не просыпаются, а сказки, рассказанные «на ночь», были горькие сказки, утешающие страдальцев. В музыке Малера, как и вообще в искусстве ХХ века, черное легко может обернуться белым, белое - черным, слезы могут означать смех, а смех - слезы. Здесь все сказанное как верхушка айсберга, скрывает бездну подразумеваемого и скрытого. "
Теперь мне ясно, почему главная тема первой части в финале звучала как-то отчаянно, напряженно... мне показалось, что она ворвалась туда, как какое-то воспоминание, безвозвратно утерянное..
А еще мне нравился в некоторые моменты контрабас, очень мягкий, его звук был похож на чье-то прикосновение, или чьи-то шаги.
Хотя молодые люди в раздевалке говорили про неправильные пропорции количества скрипок и контрабаса.. но видно, для меня это пока высокий уровень)
Вагнер [в стек]
Малер,
концерт,
Консерватория