Обычным людям свойственно рассуждать, исходя из собственных интересов. Когда кто-то ведет себя по-другому, он вызывает обоснованное недоверие. Можно называть этническую солидарность пережитком прошлого или говорить, что она ведет к национализму и это ужасно плохо, но если говорить о реальной жизни здесь и сейчас, а не витать в облаках, то она - реальность, хотя бы в какой-то мере. Это хорошо
понимает, например, далеко не блещущий интеллектом малолетний депутат латвийского парламента Янис Домбрава:
«Мы должны понимать, что другой латыш - это наш ближайший союзник во всех жизненных ситуациях.» По-моему, коротко и ясно.
Как пример людей, которые этого не понимают, можно
взять, например, двух журналистов, отправившихся в путешествие по России ради встреч с российскими латышами - Роженцова и Стетюху.
«Но, помимо всего, мы были глазами тех, кто никогда не задумывался о том, что в тысячах километров от Латвии живут соотечественники. Мы очень хотели, чтобы, читая наши публикации, хоть кто-то заинтересовался этой темой, пошел в библиотеку и углубился в историю сибирских латышей.»
«Мне жаль, что наш проект больше заинтересовал русскоязычную часть жителей Латвии. 90% следивших за нашей поездкой - русские. Латышей очень мало, хотя наше путешествие для них в первую очередь.
Я понимаю, есть объективные причины: нас мало знают, и те, кто случайно услышал о нашей затее, ждут подвоха. Тоже можно понять: нас так приучили. Российские латыши уже поговорили с нами, открылись нам и прочитали про себя. Латыши латвийские - боятся и не хотят. Их право.»
«Он спокойно задает нам вопрос: “Если завтра на Латвию нападет Россия, будете ли вы защищать родину с оружием в руках?” И этим вопросом демонстрирует свою абсолютную зомбированность и полное непонимание настроений русскоязычных в Латвии.
Латыши не видят ничего плохого в недоверии к русским. Они уверены, что требовать от нас демонстрации лояльности - нормально. Уважаемые латыши, дорогой Робертс, я гражданин Латвии, мой паспорт ничем не хуже вашего, и требовать от меня дополнительных аргументов в пользу своей благонадежности - это не демократично.»
Теперь комментарии.
1) А причем тут - «приучили»? Латыши вполне разумно предполагают, что сибирские или еще какие-то латыши должны быть интересны прежде всего самим латышам, и если двое русских журналистов почему-то интересуются этой темой, то что-то здесь не так.
2) А что такого в вопросе их коллеги-латыша? Он-то не дурак, и понимает, что русским любить и защищать Латвию - не за что, и с его точки зрения русский, который говорит, что будет защищать Латвию от нападения России - или лжец, которому заведомо нельзя доверять, или дебил. Латыши все прекрасно знают и про неграждан, и про все остальное, про что, похоже, как-то позабыли г-да журналисты.
PS «Мы одинаково восхищались красотой русской деревни, одинаково радовались встречам с местными латышами, одинаково ругали российскую бюрократию.»
В Росии люди восхищались красотой деревни и радовались встречам с латышами. Что латыш-фотограф радовался встречам с соотечественниками, это, естественно, вполне нормально. А вот что двое "русских" журналистов не нашли других поводов для радости - это, по-моему, достаточно говорит о том, чем они от него отличаются и в какую сторону.