Dec 26, 2016 16:33
Бродель мало что писал о России / СССР, да и вообще о современном мире. Но кое-что все же написал - в основном, в «Грамматике цивилизаций».
Про советские мусульманские республики:
"Советский колониализм? Обычно в ставших ныне классическими описаниях колониализма мы встречаем только описания английского, французского, бельгийского, немецкого или голландского колониализма. Но существует и русский колониализм, превратившийся затем в советский, о котором говорят меньше: на первый взгляд он и по сей день не ослабил своего влияния на более чем 30 миллионов мусульман, что превышает все население нынешнего Магриба.
Можно ли говорить вообще в данном случае о колониализме? После Революции 1917 г. в России были предприняты огромные шаги с целью предоставления этим республикам большей свободы, децентрализации, были сделаны уступки в сторону местной автономии. Следствием этого стало поистине гигантское развитие. "Сегодня все мусульманские нации СССР, в особенности кавказцы и туркестанцы, располагают собственными научными, административными и культурными кадрами, у них есть своя интеллигенция. Они преодолели имевшееся прежде отставание от татар и более не нуждаются в помощи интеллектуальной элиты Казани", которая еще в недавнем прошлом была центром мусульманской культуры в России.
Но это привело к ослаблению естественных уз, связывавших некогда различные мусульманские республики, и сняло с повестки дня проект создания большого "туранского" государства. В нынешней советской федеративной системе культура является "национальной по форме, но пролетарской и социалистической по содержанию". За этим последовало освобождение населения от церковного влияния и обесценение религиозных ценностей ислама; практически национализм ныне ограничен региональными границами, он лишился духовной поддержки братьев по исламу и находит свое выражение в требованиях, ограничивающихся "частичным переустройством существующих институтов" или "требованиями представителей другой расы".
Короче говоря, проблемы мусульманского населения СССР кажутся - и являются - в данный момент чуждыми традиционным требованиям ислама, которые громко высказываются на международной арене. Советские мусульманские республики независимы, но в то же время тесно связаны с советской системой (общая внешняя политика, единая оборонная политика, единые финансы, единое образование, общие железные дороги).
В целом мы сегодня далеки от идеалов видного коммунистического деятеля Султан-Галиева (1917-1923), ставшего затем контрреволюционером н приговоренного к смертной казни в 1929 г. Будучи мусульманином, он мечтал о едином для всех мусульман советских республик государстве, которое бы имело возможность оказывать идейное и революционное влияние на весь азиатский континент. Он представлялся ему наилучшим полигоном для политических катаклизмов, тогда как промышленно развитая Европа казалась ему "погасшим революционным очагом". Мог ли быть ислам зажженным факелом, нацеленным в сторону Азии?
Про Ильича:
"Скажем просто: Ленин постоянно отдавал пальму первенства политике, а не социальным или экономическим проблемам, он отдавал предпочтение "партии", а не пролетарским массам."
Про СССР:
"Разумеется, СССР пока не преодолел своих внутренних трудностей, но отныне он вошел в семью крупных индустриальныхдержав мира, в семью привилегированных народов - это место он завоевал потом и кровью. Одновременно, хотела она того или нет, но страна создала новые структуры, необходимые для массовой цивилизации. Отныне в первый раз за свою историю СССР получил свободу выбора своей революции, своего пути внутреннего развития."
Интересно, не навсегда ли утратила Россия свое место, свое право выбора?
Бродель,
Россия,
СССР