Помедленнее, я записываю.

Feb 15, 2016 01:41



Речь пойдет о брюссельском фольклоре в виде легенд или даже баек. Решила здесь систематизировать слышанное и читанное, а иногда уже и пересказанное мной по-русски .
Для удобства список будет условно тематическим.

I О девичьей чести
1. Легенда о честном судье Херкенбальде.

Легенда о судье Херкенбальде, который прирезал собственного племянника (есть вариант с сыном) за соблазнение (варианты: изнасилование, компрометацию) девицы. Эта легенда была сюжетом росписи Рогиера ван дер Вейдена (он же Рожье де ля Пастюр) в брюссельской Ратуше. Роспись погибла в результате знаменитого артобстрела 1695 года, но еще в XV веке по мотивам этой росписи сюжет был отражен на настенном ковре, которым Карл Смелый утеплял свою палатку в военных походах.(Не потому ли этот ковер сейчас висит в музее Берна?). Когда славные брюссельцы реставрировали Ратушу в XIX веке, они добавили Львиное крыльцо, и изложили эту легенду на консоле крыльца ( на заглавной фотографии фрагмент консоли со сценой потери чести девицей).







2. Как Архангел Михаил стал святым покровителем Брюсселя.

3. За непорочность девиц на выданье в Брюсселе отвечалСвятой Николай ( почему см. VI)

II О фонтанах.

1. Все знают легенды про Писающего мальчика. И хотя они возникли позже самого Манекена, их начали записывать с конца XVIII века, и они уже сами по себе представляют исторический интерес. Достойных внимания 5, но здесь я их приводить не буду.

2. Про возникновение фонтана Плюющий есть не слишком убедительная легенда, что его оплатили родители молодого человека, упившегося во-время праздника с вином из фонтана Три Грации (Три девицы) ( см. следующий пункт), у которых струи вина били из сосков груди. Фонтан был воздвигнут там, где их сын упал мертвецки пьяный, и мораль такова, что изо рта Плюющего течет только чистая вода, но не вино.

3. Считается, что у церкви Св. Николая до середины XIX века стоял фонтан с тремя грациями, который в народе звали Три девицы (девственницы). Потому что Св. Николай как-то позаботился о трех девушках-сиротах, снабдив их деньгами на приданое. Поэтому в некоторых местах он почитается и как покровитель невест. Но в Брюсселе с просьбой о замужестве обращаются к Святой Катерине, а у Св. Николая здесь очень узкая специализация (см. пункт I 3).

III О происхождении названий и прозвищ.

1. Улица Господа нашего.
Недлинная (140 м), с непримечательными домами, разве что название странное, да кто ж будет эти таблички читать без нужды. В XIV веке улица называлась Адской, но в XV приобрела свое божественное название. В 1440 году один из жителей этой улицы, каменотес Thomas Ghuys, был осужден (на смерть, с тюремными сроками для простых людей тогда не заморачивались) за участие в бунте. Но был помилован с условием, что сыграет роль Христа в представлении для народа Страстей господних. Оставалось только это представление пережить - распинали-то не понарошку, по-настоящему, хотя и не до смерти и с небольшими послаблениями (руки прибивали, а ноги привязывали).Так что сыграть нужно было только смерть, а остальное, несение креста с побоями и распятие, Томасу пришлось действительно прожить . Надо думать для динамизма представления висел на кресте он не слишком долго, потом его "как бы умершего " сняли с креста и в гробу принесли домой. И он не только оказался живой, но еще через какое-то время и знаменитостью -"нашим Господом" квартала. Улица совершенно естественно превратилась в улицу проживания нашего Господа. К концу XVIII века она уже давно так называлась официально, потому что во французский период она была переименована в улицу Вольтера, а французы меняли только официальные названия, связанные с религией. Но через 20 лет, с уходом французов, вернулось и старое название.
2. Тупик Долина роз


Карл Великий со своей молодой "женой" Региной ( "свадьбу новую играет, сам веселый и хмельной") остановился на своей вилле в этих местах.( Брюсселя тогда еще не было, по официальной версии он возник в 979 году).
Но тут саксы его в очередной раз побеспокоили и он уехал их воевать, а Регину оставил со своим натуральным братом Тальеном (почему-то я именно так запомнила его имя).Тальен влюбился в жену брата и начал ее домогаться. А Регину интересовали только цветы и она сказала ему, вот когда построешь мне такой-сякой розарий, чтобы в нем предаваться любви, тогда и поговорим. Тальен поймал Регину на слове, организовал розарий в рекордные сроки и припер ее к стенке (розария). А тут Карл возьми и вернись, и Тальен на всякий случай оговаривает Регину, что это она его все время соблазняла и ... (знакомый сюжет). Короче выстрелило болото для неверных жен, которое прямо тут под боком, ходить далеко не надо. Но сначала появляются еще два персонажа: отшельник и его собака. Регину, как неверную жену, кинули в болото, но собака отшельника ее спасла, вытянув за волосы (поклон барону Мюнхаузену). А отшельник тут кстати умер и Регина переодевшись в его одежду пошла в Рим (а куда же еще, если все дороги ведут в Рим). Тем временем Тальена стала мучить совесть и он пришёл на болото, посмотреть , может Регина еще не совсем утонула. Регины, как вы знаете, там уже не было, зато собака мимо бежала, хвостиком махнула и Тальен упал лицом в болото и потерял зрение (" не тем ударился о воду, дурачок"). А Регина дошла до Рима и до Римского, стало быть, папы, который ей сказал: "Ты вошла в город в нищенском рубище, а выйдешь из него императрицей". Ну а пока она в рубище ходила у нее открылись необыкновенные способности лечить людей. И стала она в Риме направо и налево людям зрение возвращать, и слава о ней пошла по всей Земле. А Карлу тут как раз нужно было в Рим, по делу срочно (императором венчаться). Вот он с собой слепого братца и прихватил, знаменитой целительнице показать. Целительница, в которой они конечно Регину не признали, согласилась Тальена вылечить, но с условием, что он в присутствие Карла и Папы Римского признается в совершенном. Тальен рассказал как он Регину оговорил, зрение его вернулось, Регину они узнали. Карла венчали Императором Священной Римской Империи и она покинула с ним Рим, как императрица. А в честь построенного Тальеном розария улицу назвали "Долиной роз".

3. Почему брюссельцы - пожиратели куриц.

Есть два варианта этой легенды. Но в обоих дело происходит в XIV веке и появление прозвища связано с воинскими экспедициями брюссельцев, пускаясь в которые они ни в коем случае не забывали провизию в виде кур. Война войной... Прозвище насмешливое, если не издевательское, полученное от противников в битвах (в разных вариантах - разных).

IV О праздниках

1. Утерянные женские праздники.
Первый, 16 ноября, в память о переносе мощей Святой Гудулы из церкви Сен Жери в нижнем городе в церковь Св. Михаила, в верхнем. В этот день женщины нижнего города выставляли в окнах пучок тростника и мужские портки, таким образом символически поря тех, кто унес их святую. Присоединяясь через века к тем женщинам квартала Сен-Жери, которые ноябрским днем 1047 года, нарвав тростника на болотистом берегу Сенны, бросились им хлестать солдат (за что купила, как говорится), переносивших мощи Св. Гудулы.
Второй, 19 января - la Veillée des Dames , возник в самом конце XI века (или по другим источникам в самом начале XII), после окончания первого крестового похода.
В тот день в Брюсселе, полном соломенных вдов, со сторожевой башни был дан сигнал тревоги: к городу приближалась группа воинов. Через некоторое время тревога сменилась ликованием - это оказались свои, возвращавшиеся с Востока. Женщины выбежали их встречать и в буквальном смысле внесли на руках своих мужей в город, покормили, попарили и отнесли в постель ( опять за что купила, факт вноса на руках и постель упоминаются во всех источниках). С тех пор 19 января в честь женщин звонили все колокола и вечером и ночью они считались главными у себя дома и в городе, правда должны были символически отнести своего мужа в постель. Считается, что этот праздник отмечали официально еще в XVIII веке, так у Совета Брабанта вплоть до 1781 года после обеда был выходной.

2. Праздник Святого Николая.


Три школьника после занятий пошли собирать оставшиеся в поле после жатвы колоски, чтобы помочь родителям прокормить семью. Не успели, как их просили родители, вернуться до темноты, заблудились, вышли на огонек у мясника, попросились в нему на ночлег и он прикинув, что у него как раз в этом году солонины маловато, пригласил их войти. Опуская подробности, ребята были им убиты и засолены. Через 7 лет (!) в этих местах проходил Святой Николай. Дело было в Лотарингии, где он святой покровитель , и каждый был бы рад его принять, но он зашел только к тому же мяснику, что и засоленные дети. Мясник очень хотел ему угодить, и колбаски, и ветчинки предложил, но Святой сказал, что его интересует только солонина семилетней закладки. Детей он, конечно, воскресил. Но самое поразительное - что он сделал с хотевшим убежать злым мясником. Он ему сказал:"Постой, не убегай. Отныне ты будешь Пэр Фуэтар (Отец Порки)". И теперь они вместе со Святым Николаем приходят к детям и тех, что были кротки как овечки, Святой Николай награждает подарками, а неразумных порет Пэр Фуэтар.


3. Майское дерево.
4. Оммеганг.

V О подземных ходах

VI Религиозные легенды.

Продолжение

фольклор, Брюссель, история_та самая_которая

Previous post Next post
Up