Растащенная на малоосмысленные цитаты за название, тоненькая книга Фромма снова у меня в руках. "Искусство любить" было прочитано давным-давно в институте, и, мягко говоря, я мало что поняла тогда в прочитанном.
С каждым прочтением - все другое,
и все то же.
Я прочитаю и мало что пойму.
Но ведь это прекрасно, особенно когда наконец-то перестает сверлить память, например, фраза про одновхоженные реки.
"Я имею в виду фундаментальное различие в религиозном отношении между Востоком (Китай и Индия) и Западом; это различие может быть выражено в логических понятиях. Со времен Аристотеля западный мир следует логическим принципам аристотелевской философии. Эта логика основывается на законе тождества, который постулирует, что А есть А; законе противоречия (А не есть не-А) и законе исключенного третьего (А не может быть одновременно А и не-А, или ни А, ни не-А). Аристотель объяснил это положение весьма точно в следующем высказывании:
"Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении (и все другое, что мы могли бы уточнить, пусть будет уточнено во избежание словесных затруднений), - это, конечно, самое достоверное из всех начал..."
Аксиомы аристотелевской логики так глубоко проникли в наш образ мыслей, что воспринимаются как что-то естественное и самоочевидное, в то время как, с другой стороны, положение, что X - это А и не-А, кажется бессмысленным. (Конечно, положение это имеет в виду предмет X в данное время, а не X настоящего и X будущего времени, или один аспект X, противопоставленный другому аспекту.)
Противоположностью аристотелевской логике есть логика, которая может быть названа парадоксальной; она предполагает, что А и не-А не исключают друг друга как предикаты X. Парадоксальная логика преобладала в китайском и индийском мышлении, в философии Гераклита, а затем снова под именем диалектики появилась в философии Гегеля и Маркса. Основной принцип парадоксальной логики был точно описан Лао-цзы: "Слова, которые совершенно истинны, кажутся парадоксальными" и Чжуан-цзы: "То, что одно, - одно. То, что не одно, - тоже одно". Эти формулировки парадоксальной логики положительны: это есть, и этого нет. Другая формулировка отрицательна: это не есть ни этим, ни тем. Первую формулировку мы находим в даосизме, у Гераклита и в гегелевской диалектике; последняя формулировка часто встречается в индийской философии.
...парадоксальная мысль призывает к терпимости и проявлению усилий в направлении самоизменения. Аристотелевская точка зрения ведет к католической церкви, к догме и науке, к открытию атомной энергии".
*Экие затейники были преподаватели философии - вернее, составители программы для студентов, - накрывшие первокурсникам к столу китайскую и индийскую философию и одновременно классическую логику! Проверка на вшивость, не иначе.
**...А еще, бывает, в бриллиантовое ожерелье ценитель прекрасного вставляет как ценность, как олицетворение жизни, зерно. И пытливо старается понять, что не так: и не сверкает, как прежде, с бриллиантом, но и не прорастает, впиваясь корнями в самую плоть и поднимая к солнцу новые зерна. Другой кидает в озимые бриллианты и трет лысину.
А различать - Пушкину, как обычно.
***И - да, лучи диареи раз в месяц на минимум десяток лет издателям АСТ, выпустившим о той осени данный перевод Фромма. Не говоря о традиционных транскрипциях, переврать известнейшие цитаты - надо иметь талант или курить что-то особо интерсное.