Побежал на позднюю Литургию в Трапезный храм, т.к. очень захотелось в Святки не насвинячить, а побыть поболее со Христом. Четыре дня до следующих богослужений в родном храме переждать тяжело. (Конечно же, не по некоей "праведности", а по своей грешности, требующей частого врачевания и просто, чтобы не угасить то, что так тяжело приходит и так легко теряется).
Спасибо о.Андрею (в который, в который раз!!!) за очередной, очень нужный пинок, под зад.
Но теперь о. Андрей -
не Ваш ход конем.
Т.к. исповедуюсь и причащаюсь "часто", подошел к о.архимандриту, идущему исповедовать народ,получить благословение на причастие (Прочитав, конечно же, все нужные Каноны/Последование. Это не составляет никакого труда, а душе - польза), чтобы если "так нужно" - то пойти под разрешительную молитву ("в чужой монастырь, как известно..."), да я и не против.. Но был несколько ошарашен его вопросом:
- А когда Вы последний раз причащались (даже, не "исповедовались", а именно "причащались") ?
- Три дня назад
- Так зачем Вам причащаться ?
Сказать, что я не был потрясен этим вопросом - ничего не сказать.
- Э-э-э...м-м-м-м... Потому что - Господь мой, Христос - жизнь и воздух, которым я дышу, величайшая радость и подлинное счастье.
Теперь задумался о.архимандрит...: (Интересно, а что он ждал услышать ?)
Но я предвидя его решимость мне отказать, успел вставить, что "алтарничаю"... (включил слабого "корпоративного дурака")
Возможно, это как-то повлияло, т.к. после паузы возник вполне разумный ответ:
-Ну если Ваш духовник благословляет, то....
***
Другой, служащий о.архимандрит, выдал еще куда более, богословски отточенную (временем), мини-проповедь перед Чашей:
- Те кто причащался в ближайшие три дня, и на прошлой неделе, да не смеет подходить к Чаше, чтобы не привыкнуть... (здесь он немного стушевался и остановился, поставив точку)..
- ...Ко Христу ? - тихо спросил я (самого себя).
**
Все это написано без тени осуждения, просто было услышано, с пониманием вполне "текущей ситуации" и момента, но просто как ответ френдам, кто меня недавно спрашивал, а как обстоят дела в Киеве, с возможностью "частого причащения" (Боже мой, какое глупое на самом деле сочетание! На подобии - "частой встречи с любимой", "частым вдыханием воздуха" и т.п.)
**
Дорогой, о. Андрей, батюшка, увы, думаю, что куда лучше будет если всякий православный христианин, как следует высвинячится до поросячего визга, погуляв как следует на Святках, чтобы "не дай Бог!!!" не согрешить перед Христом и не припереться с недостаточно свинным рылом в калашный ряд, до того момента как "уже можно". И Святки - это слово рождено не от слова "святость", податель которой есть Господь наш Иисус Христос, а вероятно, пока все же от:
Корни большинства святочных обрядов, совершаемых в связи с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческих характер.Трудитесь о.Андрей. Вода и камень точит... И помощи Вам Божьей!
Под кат помещаю старое хорошее письмо по теме, на которое дал в свое время развернутый ответ игумен Петр (Мещеринов). Кто захочет поразмыслить -
прочтет затем ответ здесь. Хотя, думаю, большинство его читало, да и тема эта "устарела" несколько, хотя как видите - вполне жива и процветаема в самом центре Православия, стольного града Киева.
"Попытаюсь раскрыть суть вопроса более конкретно. Итак, человек в результате своего духовного пути и своих познаний в итоге осознает нужду в теснейшем и постоянном общении со Христом и во Христе со всеми верными христианами. Как следствие, постоянное и единственно подлинное участие в Евхаристии для него становится естественной нормой. Скажем, человек собирается на евхаристическое собрание каждый Воскресный день и вместе со всеми верными причащается Господа. При этом для него тут же встает проблема конфликта наличествующих в Церкви традиций подготовки ко Причастию с такой практикой, к которой он пришел в результате духовных исканий. Самое первое - любой священник, любой молитвослов, почти любая книжка ему расскажут о том, что перед причастием обязательно требуется пост как минимум три дня. Человек буквально считает на пальцах - суббота, пятница, четверг и среда, как и без того постный день, и того - четыре постных дня подряд каждую неделю. А если вдруг посреди недели дополнительно выпадает какой праздник большой, когда все христиане также собираются в евхаристическое собрание, то из постов человеку, очевидно, вовсе и не вылезать. Это самое первое что встречается, самое банальное, что призвано из человека выбить всякую нужду к непрестанному Причащению, которое может быть у него родилось. Ладно, думает человек - искушение всего лишь, с кем не бывает, - прорвемся! И человек дополнительно привыкает к непрестанному пощению (а кто-то может тут уже и передумал, решил что не по физическим силам ему непрестанно участвовать в Божественной Трапезе вместе со всеми верными христианами).
Следующий этап, который он непременно обязан пройти - это исповедь, причем каждую неделю. Каждую субботу после всенощной вечером, либо с первым лучом солнца каждое воскресенье, задолго до начала службы, он должен стойко отстаивать свою очередь к аналою, чтобы в течение двух минуток священнику поведать немного о своих помыслах, за неделю скопившихся. А если, опять же, на неделе праздник какой, когда все христиане собираются на евхаристическую трапезу, то, очевидно, сию процедуру нужно проходить уже два раза в неделю. Это второе, что призвано заставить человека забыть и о смысле Евхаристии и о непрестанном участии в ней. Но ведь это все искушение от лукавого, который пытается нас от Евхаристии отвлечь, поэтому мы стойко проходим этом этап и ступаем дальше. Но кого-то и здесь, несомненно, уже отсеют.
Итак, третий этап. Для самых непоколебимых. Во время всего поста читать каноны. Как минимум три канона - всем известно какие. А для любителей молитвослов советует еще и акафист такой небольшой - Иисусу Сладчайшему. Это во время поста и, разумеется, в дополнение к вечернему правилу. А накануне Причастия добавить еще несколько псалмов и один канон, тоже известно какой. Ну а в самый день Причастия, т.е. в воскресенье, - очевидно, еще до восхода солнца (а то не успеешь на Литургию и на исповедь, если не прошел накануне) в дополнение к утреннему правилу еще присовокупить десять молитв, тоже известно каких. И так каждую неделю. Это третье, что в конце концов либо выбьет-таки из человека окончательно всякое желание непрестанно участвовать в Евхаристии, либо отправит его в монастырь.
Это я говорю предельно простым человеческим языком о тех совершенно ясных проблемах, которые встанут перед любым человеком. И всякое богословствование, цитирования Отцов, исследования древних практик, постановлений Соборов, анализ Литургии и прочее и прочее - все это буквально рассыпается в свете современных традиций, сложившихся в Церкви за последние века под влиянием практики редкого Причащения.
Почему на каждой Литургии предстоятель Евхаристии сперва лицом к народу возглашает: "и причастие Святого Духа, буди со всеми вами", а когда выносят Чашу, он же говорит: "К Чаше могут приступать только те, кто прошел таинство исповеди." А остальные верные что, от Церкви отлучены? Какому из его слов верить? Почему бы вместо того ему не сказать что-нибудь более согласного с Литургией: "Вси вернии да вкушают от Божественныя Трапезы!" Такой небольшой и коротенький возглас заставил бы многих задуматься и об Евхаристии и о том, к чему призваны христиане. Но ничего такого нет. С амвона не провозглашают о смысле Литургии, не говорят о необходимости непрестанного Причащения. Проповедь в храме у нас вообще очень редко бывает сколь бы то ни было полезной и насущной. Вместо этого вполне целенаправленно воспитывается в людях искаженное понимание о Таинстве Покаяния, как о некоем необходимом пропуске до Чаши. Часто говорится об очистке совести в исповедании помыслов на исповеди. Но какое отношение Таинство Покаяния - Таинство воссоединения с Церковью отпадших от нее членов, в следствии ли ересей, отлучения, или же совершения смертных грехов, соотносится с чисто монашеской практикой исповедания помыслов своему духовному отцу? А если нет духовного отца? Механическое перенесение существующих традиций подготовки ко Причастию на тех, кто часто Причащается, вообще вредно. Сужу по себе. Я как раз был тем, кто упорно пытался пробиться через второй этап, описанный мною выше. Не имея собственного духовного отца, - ибо не так легко его найти, - Таинство покаяния при частом к нему приступании внешне выглядело очень скупо - кратенькое перечисление помыслов и некоторых согрешений имевших место быть (о коих мы прощение просим каждый вечер), перед священником, не знающего меня лично, молча меня выслушивающего и также молча полагающего епитрахиль. Все происходит быстро, т.к. вопросов я обычно не задаю - на них всегда можно найти ответ во множестве имеющейся литературе и Интернете. Занимает посему это постоянно около двух минут, только ожидание очереди длиться два часа. И вот при частом приступании к такой процедуре я пришел к двум выводам. Первый - это что происходит профанация Таинства покаяния. И второй - происходит и профанация практики исповедания помыслов.
А однажды я спросил на такой исповеди у одного из священников по сему весьма волнующему меня вопросу и его соотношением, скажем, с практикой в Греческой Церкви. На что получил поразивший меня по своей аргументации ответ - что мол да, там у них так сложилось, но у нас (!) милостью Божией сохранилась более благочестивая практика! Вот и все. О каком здесь непрестанном Причащении речь может идти? Есть традиция и все. Спорить о чем-то я тогда конечно не стал, куда мне спорить со священством, да и пустой вышел бы разговор. Однако, желания чтобы Евхаристия была бы центром моей жизни, у меня не отбилось и пришлось мне поступать как говорится "на свой страх и риск" - решать все своей совестью и нести ответ за это на грядущем Страшном Суде, самому решать вопросы о постах, о частоте исповеди, о необходимом правиле и осознавать при этом свое личное недостоинство, а еще и чувствовать себя в Церкви маргиналом, ибо редко где находишь осуществление описанного у святых отцов образа жизни. А ведь частое участие в Евхаристии, Причащение, необходимо именно для общего единения церковного народа во Христе, чтобы будучи Таинством Церкви, оно было общим Таинством, а не индивидуализировалось. А в итоге выходит как раз по-другому, - вместо единения получаем еще одно разъединение по признаку часто и редко причащающихся, а потому и Таинство так и остается индивидуальным. Грустно".