Замечательное продолжение
вчерашней статьи.
Полностью читать обе части
по ссылке . Ниже фрагмент.
И, как всегда, та жизненная сила, которая помогает нам в том, чтобы надеяться на Бога, - это молитва. Когда мы молимся и полагаемся на Бога в молитве, тогда мы видим Божию длань в своей жизни. Мы видим ее, когда научаемся молиться. Когда человек молится, тогда в душе его действует Божия благодать, она укрепляет его, он приобретает другой вкус к этой жизни, приобретает другие чувства, открываются очи его души, и он судит обо всем иначе.
Но наступает час испытания. И в этот час испытания видно будет, чему ты научился, выучил ли ты свой урок. Приходит час, когда человек бывает судим, или в его жизни наступает какой-то кризис, какое-нибудь искушение, какой-то трудный момент, который может быть исключительно тяжелым, и в этот час вся твоя жизнь меняется в зависимости от того, какую позицию ты займешь в этой ситуации. И как я много раз говорил уже, есть такие моменты в нашей жизни, когда решается вся наша жизнь - и настоящая, и будущая - одним «да» и одним «нет», и это может длиться всего несколько минут. Человек может погубить себя, сказав одно «да», и спастись, сказав одно «нет», - одно слово может означать жизнь или смерть.
Так поступали мученики. Они были одно «да» и одно «нет». Их спрашивали:
- Ты христианин?
- Да!
«Да» означало смерть. Если он скажет «нет», это означало, что он будет жить.
Скоро мы будем праздновать память одной матери, святой Софии, и трех ее детей - Веры, Надежды и Любови. Вере было 12 лет, Надежде 8, а Любови 7 или 11. Тогда шло гонение, их схватили, привели к правителю, мать их тоже присутствовала при этом. Ее спросили:
- Твои дети христиане?
- Да, - ответила она.
Они были маленькими, они были детьми, но понесли мученическую смерть на глазах у матери, и святая София не стала этому противиться, она не сказала: «Да они же еще дети!» Как мы говорим: «Да он же ребенок, бедненький!» Она не велела им отречься, а, напротив, предпочла увидеть смерть своих детей. Почему? Потому что прежде смерти своих детей она сама умерла ради любви Христовой.
Вы родители и знаете, как это тяжело - потерять ребенка. Представьте же себе, насколько тяжелее видеть смерть своего ребенка и знать, что ты можешь его избавить от нее. Почитайте жития святых мучеников и увидите в них подвиги, увидите героев, героинь, главным образом матерей, которые поощряли детей своих на мученичество и стояли рядом, поблизости, чтобы ребенок не испугался и не отрекся от Христа. Почему? Может, они были чудовищами? Разве они не были матерями?
Вспоминаю, как раз некий молодой человек, желая стать монахом, пришел к одному великому старцу, весьма великому, который славился строгостью своей жизни. Тот молодой человек был очень хороший, он закончил университет и пришел, чтобы стать монахом, в пустыню, в Катунаки[6]. Пришел он к старцу, а через месяц приехали его близкие: мать, сестры - которые, естественно, не могли войти на Святую Гору, а остались за ее пределами, - и его отец. Дали ему знать: «Твои родители в Уранополисе, пойди повидайся с ними». Он спросил старца:
- Геронда, мне пойти повидаться с ними?
- Чадо мое, как хочешь! Ты свободен, ты еще послушник и совершенно свободен, сделай, как сочтешь нужным!
Он счел, что нужно пойти. Пошел, повидал своих родителей и вернулся обратно. Когда он вернулся обратно, я тоже был там:
- А, пришел!
- Да, пришел.
- Видел своих родителей?
- Да, видел.
- С мамой все в порядке?
- Все в порядке, отче.
- А как сестры, отец?
- Все хорошо!
- Ну и хорошо, чадо мое! А сейчас, когда ты вернулся, собирай свои вещи и уходи!
Он оцепенел:
- Куда же мне идти?
- Ты не можешь, чадо мое, тут оставаться, не можешь!
- Но почему же, геронда?
В ответ - ничего. Он плакал, рыдал. Старец ему сказал:
- Послушай, чадо мое! Не плачь. Хоть чудеса совершай передо мной, хоть мертвых воскрешай, но здесь ты не сможешь остаться! Здесь пустыня, здесь требуется строгость. Меня тоже мать рожала, как и тебя, но ради Христовой любви я понес это.
Ты скажешь мне: «Это строго!» Да, строго, но это место обязывает к строгости. Если кто хочет достичь больших высот, он должен соблюдать большую строгость.
Проведем связь с тем, о чем я говорил до этого. Когда кто-нибудь говорил: «Моя мама, моя сестра!» - этот старец часто отвечал:
- Чадо мое, нас тоже матери рожали!
Надо знать, как с пользой строить свои отношения, - знать, что значит твоя связь с Богом, твоя связь с родителями, твоя связь с миром. В семье, когда ты женишься, ты не можешь без конца твердить своей жене:
- Моя мать то-то и то-то!
Сказал ей раз: «Моя мать вот так-то», второй раз: «Моя мать иначе», а на третий она тебе скажет:
- Ну так и иди тогда к своей матери!
Вот так вот. Она тебе скажет:
- Да что же это такое? Без конца «моя мать» да «моя мать»!
Это задевает. Мужчинам нужно научиться быть осторожными. Слово «мама» запрещено для мужчин, если они женаты! Если, конечно, они хотят, чтобы у них все было в порядке. Муж не может постоянно говорить дома: «Моя мама!» «Моя мама то, моя мама это! Моя мама готовила так и делала так!»
А теперь представьте себе все это и в других ситуациях, когда человек должен преодолеть границы своего естества. Даже и в браке. Даже там человек должен - и Христос говорит об этом: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2: 24; Мф. 19: 5), - и в браке ты должен оставить своих мать и отца. Твои мать и отец не имеют права вмешиваться в жизнь твоей семьи, и если твоя мать упорствует, то ты должен указать ей на дверь! Сказать ей:
- Сюда ты не можешь больше приходить! Хоть ты и мать мне, но в мой дом ты больше не войдешь, тебе нет здесь места, потому что твоя власть простирается только вот досюда.
То же самое и в отношениях с Богом - туда не может вмешиваться ничто другое, и это доказали святые, лики миллионов святых, которые преодолели законы природы. Ребенку легко отречься от своей матери, но чтобы матери отречься от своего ребенка - это, думаю, невозможно. Но вопреки этому среди святых мы имеем такие примеры, где сами матери предавали своих детей на мучения и стояли возле них - именно потому, что получили эту уверенность в вере и превозмогли настоящее. Потому что вся их вера, надежда и любовь была в Боге, и они не испытывали болезненной любви к своим детям, подобной той, с какой любим их мы…