Гупёшка....

Feb 24, 2009 22:07


*хотела написать одно, получилось немного другое))*

Конечно, в театре все эмоции и грани показываемой жизни возведены в абсолют. Поспорить с этим сложно, хотя «Гупёшка» - именно тот случай, когда правда больно бьет по глазам. Я сама встречала таких людей, как Тамара. Почти таких, потому что я верила в то, что у них все образуется, а когда это, наконец, случалось, я была счастлива. А в сущности, сколько их, таких как Тома - выросших в глубинке, в патриархальной семье, тех, кого растили в соответствии с древними традициями, обычаями... им только забыли объяснить, что они тоже люди. Тамара - доверчивое, трепетное существо, свято верящее и преклоняющаяся лишь одному идолу - своему мужу. Он для нее и смысл жизни, и разум - уверена, именно это она видела перед своими глазами, когда росла: и отец у нее был идеальный, и мама им восхищалась. А поскольку девочки в большинстве своем сравнивают мужа с отцом, то Томе ничего не оставалось как перенести мамину модель поведения на своего супруга. И Леня не преминул этим воспользоваться. Соединил свой эгоизм *в самом мерзком значении этого слова*, свою подлую душу, свое отвращение к самому себе *хоть он и старательно пытался это чувство выместить на Томе*, обиду на весь мир... Он сам - канализация, в которой приходится существовать Тамаре, гадкое болотце, которое густеет, засасывает и пережевывает день ото дня все сильнее и беспощаднее. И ведь самое ужасное, что он знает как манипулировать людьми, пусть низко и мелко, однако ж действенно. Тамара - создание с выжженной душой, у нее давно нет своего мнения и уже вряд ли когда-то появится. Те зачатки чисто человеческих качеств, которые есть у каждого человека, Леня в ней вытравил - ему так было проще. Прикрывшись гордым званием «мужчина» он подчинил себе маленькое неопытное существо, «слепого котенка», который не увидев мир, был заточен в клетку в подвале, а когда ему разрешили еще и прогуливаться по этому подвалу, он «подумал», что открыл для себя Весь Мир. Очень хочется придушить Леню, с первой же секунды появления, а еще хочется повиснуть на рукаве у Паши и умолять не оставлять Тому одну. И лишь одно спасает от этих поступков - сковывающий движения ужас, потрясение. ТАК невозможно не то что жить, но даже существовать! Вот думаю - желание Томы поцеловать Пашу - что это было? Первое за всю жизнь собственное волеизъявление? Или наоборот, очередное проявление способности «работать» «сообщающимся сосудом» перед теми, кто рядом? Раньше был муж, теперь Паша. Она ведь и в финальной сцене колеблется, хотя больше это напоминает поединок мужчин, как игра в Форте Бояре - два участника строят башенку из деревянных фигурок, у кого упадет - тот проиграл, или тут только иначе немного - по принципу весов - чья чаша убеждений перевесит. А Леня, что самое противное, и Пашу сумел «победить» или, по крайней мере, обезвредить - своим нелогичным поведением: раз уж ты сволочь, то будь ею до конца, а это - что? «Красивый» жест лишь для того, чтобы обескуражить соперника? Жалкая попытка показного благородства? Да если бы Паши не было в этой комнате, Леня не то чтобы сигарету, он кувалду бы в ход пустил...

Во всем этом хаосе Паша выглядит наиболее реальным и настоящим человеком. Он жил искренними чувствами - пожалел Тому (жалость/любовь -над этой гранью ломают голову великие умы, очевидно только то, что для обычного человека между этими понятиями зачастую ставится знак равенства), пожелал подарить ей счастье (в его понимании), а потом понял *бессознательно!*, что все бесполезно... Хотя может и не так. Между истерикой и безразличием есть одна точка - опустошенность. Вот именно в ней Паша и завис - он не мог поверить в то, что происходит вокруг. И не начистил он пятачок Лене не потому, что слишком воспитан (а это проступает огромными штрихами), а потому что пребывал в растерянности. Когда находишься в воде - картинка плывет перед глазами и звуки доносятся искаженными, будто никто и не разговаривает с тобой, лишь шум течения отражается в твоем сознании. Паша сделал все, что мог, не просто попытался, а именно сделал. Дело лишь в том, что нормальный человек никогда не поверит в безвыходность ситуации, а Паша это слишком явно ощутил и осознал, что именно он здесь лишний. Можно долго взвешивать все «за» и «против», но проще прислушаться к тому, что внутри тебя - а там полное согласие с Пашей.

p.s. в то же время тут так много сиюминутных смешных ситуаций, что на контрасте становится ужасно неловко и стыдно, что смеешься над этим...
И так явно вижу глаза этих героев...

театр, РАМТ

Previous post Next post
Up