Дешевых билетов больше не будет

Oct 05, 2015 17:21


«Трансаэро» уходит вместе с дешевыми билетами



Одна из крупнейших российских авиакомпаний оказалась на грани банкротства. Пока вряд ли кто-то может с уверенностью сказать, что будет с ее сотрудниками, флотом, брендом и, наконец, пассажирами. Очевидно одно: эпоха ценового демпинга на российском авиационном рынке уходит в прошлое, о дешевых перелетах скоро можно будет забыть. Кроме того, заложниками непростой ситуации стали тысячи туристов, купившие билеты «Трансаэро» в составе турпакетов.

Кто не успел, тот… банкрот

«Трансаэро», услугами которой в январе-августе 2015 года воспользовались 9,3 миллиона пассажиров, - на грани банкротства из-за падения спроса на перевозки и высокой долговой нагрузки (общий долг - около 250 миллиардов рублей, включая лизинговые платежи, и около 80 миллиардов рублей банковских кредитов). Изначально предполагалось, что для спасения авиакомпании 75 процентов плюс одна акция будет передана «Аэрофлоту» за символическую сумму в один рубль. Но владельцы бумаг не успели, как планировалось, консолидировать этот пакет в рамках одного юридического лица до конца сентября (60 процентов удалось собрать основателю компании Александру Плешакову, еще 13 процентов находилось на балансе дочерней «Трансаэро-Финансы»).
В результате 1 октября на совещании у премьер-министра России Дмитрия Медведева было принято решение о запуске процедуры банкротства «Трансаэро». Вечером того же дня «Аэрофлот» официально подтвердил, что отказывается от оферты по покупке 75-процентного пакета акций «Трансаэро». Росавиация приостановила продажу ее билетов. Днем позже Альфа-банк и Сбербанк сообщили о намерении обратиться с исками о банкротстве «Трансаэро».
При этом министр транспорта России Максим Соколов подчеркивал, что речь об отзыве лицензии «Трансаэро» пока не идет, компания продолжает летать, а координация ее операционной деятельности осуществляется «Аэрофлотом» (с 7 сентября управляющим директором назначен замглавы «Аэрофлота» Дмитрий Сапрыкин). При «Аэрофлоте» был создан координационный штаб, а при Росавиации - штаб по мониторингу ситуации, осуществляющий взаимодействие с авиавластями иностранных государств. Соколов также пообещал, что пассажиры, купившие билеты «Трансаэро», будут перевезены самой компанией, а в случае необходимости авиакомпаниями группы «Аэрофлот» - «Россия», «Донавиа», «Оренбургские авиалинии» и другими. Кроме того, к этому уже готовы подключиться и другие перевозчики - «Сибирь», «ЮТэйр», «Уральские авиалинии», «Таймыр».
Но с идеей обанкротить «Трансаэро» согласились не все. Банк «Международный финансовый клуб» (МФК) выступил против этого варианта, назвав его самым неблагоприятным с учетом масштабов бизнеса перевозчика. Было предложено вместо банкротства передать в управление банкам-кредиторам 75 процентов плюс одну акцию авиакомпании. В заявлении МФК подчеркивалось, что банкротство «приведет к ухудшению качества авиаперевозок в стране, а также нанесет огромный ущерб капитализации всей отечественной банковской системы». В свою очередь, глава ВЭБа Владимир Дмитриев назвал банкротство лишь одним из рассматриваемых сценариев.

Взлетели выше рынка
Бывший акционер и гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова, ныне возглавляющая совет директоров, 2 октября заявила о готовности компании передать банковскому консорциуму все консолидированные акции перевозчика (ранее она подарила свои акции супругу Александру Плешакову). Она также обратила внимание, что финансовое состояние «Трансаэро» стремительно ухудшается: с начала сентября выручка авиакомпании упала более чем в шесть раз, стоимость акций на ММВБ снизилась втрое.
Причина всех бед второй по объему перевозок российской авиакомпании - агрессивная экспансия за счет расширения флота, стремление расширить долю рынка, считает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. «Из многих миллионов пассажиров, которые перевозит «Трансаэро», часть - искусственно привлеченные клиенты. Дело в том, что авиакомпания предлагала тарифы, находящиеся за гранью рентабельности. Отчасти это и сформировало ее долг, да и операционные убытки были немалыми», - отмечает он. Гендиректор Air Charter Service Азат Мулгимов указывает еще на один фактор: спад регулярных (сезонных) чартерных перевозок в связи с ухудшением финансового положения населения. «Спрос на традиционных туристических направлениях упал, а перестроиться на новые или на внутренний рынок компания не успела», - считает он.
Воздушный флот «Трансаэро» (109 самолетов, большая часть приобретена в лизинг), по мнению Рыбака, для рынка избыточен, и «чем быстрее они вернутся к собственникам или будут поставлены на прикол - тем лучше». «Избыточные мощности на рынке плохи для самого рынка. И неоправданно дешевые билеты плохи для пассажиров, как и для авиакомпаний. Покупая услугу по цене, не соответствующей экономическим реалиям, вы рискуете тем, что она не будет оказана», - поясняет Рыбак. Клиенты авиакомпании, пользовавшиеся ее услугами из-за дешевых билетов, по его мнению, частично уйдут на другие виды транспорта, (например, железнодорожный), частично - к лоукостеру «Победа». Остальные пассажиропотоки распределятся между российскими авиакомпаниями пропорционально долям рынка.
Рыбак полагает, что работающие в «Трансаэро» более 11 тысяч сотрудников не окажутся на улице: «Это очень хороший и профессиональный персонал, поэтому они скорее выдавят кого-то из других авиакомпаний, чем останутся без работы». Половину из них уже пообещал трудоустроить «Аэрофлот», в том числе в новую компанию, которую планирует создать на базе АК «Россия», «Донавиа» и «Оренбургских авиалиний».

Билеты пойдут в рост
Эксперты ожидают неминуемого роста стоимости авиабилетов. «О дешевых билетах можно забыть, по крайней мере, в рамках сетевого нормального бизнеса», - категоричен Рыбак. Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин также уверен, что билеты будут дорожать. «Дело в том, что их средняя стоимость в последние два года не повышалась, несмотря на двукратный рост валюты. В этой ситуации можно либо продолжать путь новых банкротств авиакомпаний, либо повышать цены», - поясняет он.
О том, что следует ждать повышения стоимости перелетов по направлениям, где «Трансаэро» конкурировала с небольшим числом перевозчиков, говорит и гендиректор сервиса Biletix Александр Сизинцев. «С другой стороны, уход с рынка игроков, испытывающих финансовые затруднения, повышает стабильность рынка, что является одним из инструментов и показателем его оздоровления», - добавляет он.
По мнению представителя сервиса по бронированию авиабилетов Aviasales, в случае с «Трансаэро» перспектива роста цен на билеты связана прежде всего с Парижем, Прагой и другими городами, куда «вернется монополия альянса Sky Team». «Понятно, что эксклюзивные направления вроде Бали, Маврикия и Мексики просто останутся без прямого сообщения с Москвой, - отметил собеседник. - Уход российских лоукостеров в свое время повышал цены по некоторым направлениям до 50 процентов».

http://lenta.ru/articles/2015/10/04/transaero_goodbye/

экономика, общество

Previous post Next post
Up