В Москве поставят памятник жертвам политических респрессий
Этого ждали 60 лет. Впервые идею такого памятника озвучил генсек Никита Хрущев в 1961 году на XXII съезде. Может, если бы сама советская власть успела поставить в теме репрессий символическую точку, придти к общественному согласию было бы легче. Но с отставкой Хрущева тема была на долгие годы похоронена.
Вернулись к ней в 1990-е годы, когда по решению первого демократически избранного Моссовета на Лубянке установили Соловецкий камень. Гранитный валун действительно приехал со знаменитых Соловков, где в 1919-1933 годах находился одноименный лагерь, а в 1937-1939-х - тюрьма особого назначения. Камень выбирали историк и журналист Михаил Буторин и главный архитектор Архангельска Геннадий Ляшенко. Средства на его транспортировку выделило правительство Москвы. День открытия памятника - 30 октября 1990 года - впоследствии и стал официальным Днем памяти жертв репрессий.
С тех пор памятники появились во многих городах страны: есть сфинксы напротив «Крестов» в Санкт-Петербурге, в чьих образах переосмыслена тема двойственности истории, есть монументы в Уфе, Барнауле, Волгограде. Даже в Казахстане. А вот в Москве до сих пор не было.
«Когда устанавливали на Лубянке Соловецкий камень, это воспринималось обществом как то, что и настоящий монумент тоже будет, - говорит Роман Романов. - Решение об установке памятника - знак того, что это сбывается, что общество сможет принять свою историю». Принять - и двинуться в будущее.
Какая тонкая издевка...
Подробнее.